А может, и впрямь диплом не нужен?

«Да как же это!» – такова первая реакция на сообщения о том, что органы прокуратуры выявили школьных учителей, в вузах не учившихся. Но дипломы о высшем образовании имеющих.

Случается это нередко. В разных регионах страны. Буквально на прошлой неделе заместитель прокурора соседней с нами Северо-Казахстанской области Мурат Кожамкулов говорил о том, что «практически ежемесячно в СКО регистрируется более шести таких случаев». В целом же за минувший год установлено 80 фактов использования поддельных дипломов. И не только при приеме на работу, но и у людей, уже «сеющих разумное, мудрое, вечное». И получающих за это очень приличную заработную плату.

Тот факт, что при этом фигурируют дипломы наших кокшетауских вузов – не столь важен. «Техника до того дошла», что «умельцы» бланк любого диплома изготовят так, что от настоящего не отличишь. Но вот почему ни руководство школы, ни коллеги, ни родители не усомнились в квалификации учителя? Значит, и открытые уроки проводил, и квалификационные тесты сдавал, разработки различные предоставлял… То есть работал если не лучше, то, во всяком случае, не хуже других учителей, которые пять лет провели на студенческой скамье, методикой преподавания, азами научной деятельности овладевали, рефераты, курсовые работы готовили…

Морально-этическая сторона – это вопрос отдельный. Как правило, такие прецеденты встречаются в небольших сельских школах, где каждый человек на виду. А уж что касается учителя… Вряд ли от соседей, родственников можно скрыть, что в город надолго не отлучалась, о трудностях, успехах учебных, преподавателях вузовских не говорила. А диплом – вот он! И теперь его обладатель выпускников к ЕНТ готовит.

Сейчас о другом. А может, и впрямь: «Ну и что, что диплом есть (диплома нет)!» Что это меняет? Наверное, только люди моего поколения, пенсионного возраста достигшие, вспомнят такое шутливое выражение: «У него высшее образование на лбу написано». То есть: начнешь общаться и понимаешь, что это человек читающий, думающий, театры посещающий, грамотной речью и манерами обладающий. И все это далеко не всегда в семье заложено, а именно в годы студенческие. В те самые времена, когда не читать, не знать было стыдно. Причем в любой среде и любой компании.

Нет, конечно, исключения были и тогда. Но именно исключения. Да и людей, окончивших вузы, было во много крат меньше, чем ныне.

– У меня два (три) высших образования, – часто слышим сегодня. Но человек говорит, пишет, рассуждает (а часто и работает) так, что хочется поправить: «Диплома». Сегодня, увы, между понятиями «диплом» и «образование» прямая, непреложная связь прослеживается далеко не всегда. И зачем тогда диплом кандидата на рабочее место нужен работодателю? Особенно в частных структурах.

Так может и тезис декабрьского выступления министра труда и социальной защиты населения РК Тамары Дуйсеновой на правительственном часе – «Сегодня наличие диплома не является подтверждением уровня квалификации, поэтому при приеме на работу большая часть работодателей выдвигают требования о наличии опыта» – как раз об этом?

В министерстве разъяснили, что на стадии разработки находится проект закона «О профессиональных квалификациях». В него предложено внести норму о сертификации профессиональных навыков. Она коснется и выпускников вузов, и уже работающих специалистов.

Законопроектом предусматривается формирование перечня профессий, по которым признание профессиональных навыков и компетенций будет осуществляться в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке. По иным профессиям выпускники и работники могут ДОБРОВОЛЬНО подтвердить свою квалификацию. Предложения для включения в данный реестр будут вноситься госорганами и отраслевыми советами профсоюзов.

«Сертификация будет проходить в специализированных центрах признания квалификаций и будет стимулировать работников совершенствовать компетенции на протяжении всей жизни».

«Сертификация не отменяет дипломы об окончании учебных заведений, а позволяет гражданам подтвердить свою квалификацию для большей востребованности со стороны работодателей».

Но при этом предполагается, что право на получение такого сертификата будут иметь и казахстанцы, получившие неформальное и информальное образование.

Попробуем разобраться. «Неформальное образование – очень широкая категория, в которую попадают все альтернативные или дополнительные по отношению к системе формального образования курсы, тренинги и программы».

«Информальное обучение планирует не специализированная образовательная организация на основе государственных стандартов, а сам человек, семья или другое сообщество. Это обучение на рабочем месте, дома, в повседневной жизни, самообразование». Так все-таки будет возможным получить сертификат и без диплома?

Теперь давайте представим: вы – владелец фирмы. На одно место претендуют два человека: обладатель университетского диплома и человек, предоставивший сертификаты специализированного центра. Кого выберете? Оптимальный вариант, конечно, и диплом, и сертификат.

Законопроект еще в работе. Каким будет «на выходе», сказать пока сложно. Но очень бы хотелось, чтобы он стал важным шагом к тому, чтобы понятия «диплом» и «хорошее образование» стали синонимами. Или очередным законом проблему не решить?

Давайте обсудим.

Читайте также