Аппаратура есть. Где взять рабочие руки?

– Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев до 2025 года поручил привести в порядок до 95% дорог страны, – озвучил на брифинге в Региональной службе коммуникаций директор областного филиала Национального центра качества дорожных активов МИИР РК Талгат Кайратхан. Также он подробно ознакомил с работой ведомства.

По словам спикера, основными направлениями деятельности филиала является экспертиза качества работ и материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог республиканского, областного и местного значений, управление дорожными активами, а также внедрение новых технологий.

– Отдельно с помощью передвижной дорожной лаборатории были выполнены работы по инструментальным замерам и диагностика оценки фактического состояния республиканских и местных автомобильных дорог общей протяженностью 1 600 километров, – рассказал руководитель ведомства. – По их результатам были определены показатели технического состояния автомобильных дорог: уровень безопасности дорожного движения, ровность покрытия, коэффициент сцепления, модуль упругости, геометрические параметры, а также дефекты дорожного полотна. На основании проведенных мероприятий по диагностике на дефектных участках были даны рекомендации на проведение ремонтных работ. В текущем году планируем охватить диагностикой более 2 000 километров автодорог региона.

Также филиал проводит работы по выявлению дефектов, влияющих на безопасность дорожного движения. В зоне внимания – дорожная разметка и дорожные знаки, которые проходят процедуру проверки соответствия с помощью прибора ретрорефлектометра.

– К примеру, если вы едете в ночное время, то наверняка замечаете, что отсутствующая разметка создает аварийную ситуацию. Акмолинским филиалом было закуплено специальное оборудование, которое в Казахстане применяется только в нашем регионе. Оно замеряет параметры светоотражения и световращения. Ранее такие проверки не проводились не только в нашей области, но и по всей стране, – отметил спикер. – В прошлом году было проведено 12 выездов для определения коэффициента световращения дорожных знаков. Всего проверено 845 знаков, из них 263 не соответствуют государственным стандартам, а это может спровоцировать аварии на дорогах.

По словам спикера, были проведены работы по зимнему содержанию дорог и испытанию противогололедных материалов. Из 16 отобранных проб пять не соответствует специальным нормам.

Как пояснил Талгат Кайратхан, в дорожно-строительной отрасли имеется еще один проблемный вопрос, влияющий на качество строительства и ремонта автодорог – это дефицит кадров. «Объемы строительства и ремонта автодорог растут, рынок труда в этой отрасли с каждым годом нуждается в квалифицированных специалистах», – сказал он.

– Какие подготовленные специалисты востребованы сегодня? – спросили журналисты «АП».

– В нашей области работают более 80 подрядных организаций. В некоторых из них отсутствуют специалисты с профильным образованием, которые должны находиться на дорогах во время ремонта или строительства. Среди них очень много мелких организаций, у которых нет даже собственной спецтехники, своего персонала, а ведь они тоже участвуют в тендерах, – проинформировал специалист ведомства.

По его словам, сегодня отрасль остро нуждается в квалифицированных и подготовленных специалистах, требуются: дорожные мастера, инженеры-строители, инженеры-сметчики, лаборанты, асфальтобетонщики, асфальтоукладчики, автогрейдеристы, механизаторы, машинисты-ресайклеры и другие.

– Приведу пример: на объекте, на участке среднего ремонта, по одному виду работ требуется один мастер и начальник участка. Остальные работы должны выполнять геодезисты, машинисты, бульдозеристы и механизаторы. Поэтому приходится на практике обучать основные дорожные силы – операторов-асфальтоукладчиков, автогрейдеристов. Зачастую получается так, что рабочих рук не хватает. Однако считаю, что тот же самый механизатор при желании может показать свой профессионализм и доказать свою квалификацию.

– Что предпринимается для того, чтобы решить кадровый дефицит?

– Акмолинский филиал проводит масштабную профориентационную работу в школах и других учебных заведениях во всех районах области в рамках акции «2000 школ», инициированной нашим центральным аппаратом, – пояснил спикер. – Мы рассказываем о работе дорожников, о нюансах нашей профессии, преимуществах и перспективах, условиях труда и достойной заработной плате.

Он подчеркнул: при приеме на работу необходимо пройти 7 этапов. В заседаниях участвуют антикоррупционные службы и общественники, кандидаты проходят процедуры на полиграфическом оборудовании. В сфере возможен хороший карьерный рост. «Самая низшая должность в нашей организации – лаборант. Это ответственная должность, которой предъявляются определенные требования. Лаборанты получают порядка 200 000 тенге. Мы призываем молодежь относиться к своей работе добросовестно, активно проявляя профессиональные навыки», – сказал спикер.

– Как в целом оцениваете качество акмолинских дорог? Какие существуют основные проблемы?

– Считаю, что необходимо улучшать состояние наших дорог, особенно республиканского значения, приводить в порядок областные, их более 7 000 км, хотя сегодня им уделяется очень большое внимание. В связи с этим ежегодно выделяются очень большие средства, к примеру, в прошлом году по области было выделено более 60 млрд тенге. Основными проблемами некачественных дорог все еще остаются недобросовестные подрядчики, не соблюдающие требования по качеству и стандарты при строительстве и ремонте автомобильных дорог, некачественные материалы и продавливание полотна большегрузными автомашинами, а также недостаточный   контроль со стороны технического надзора.

Как подчеркнул спикер, технический надзор сейчас предусматривается и на участках среднего ремонта дорог, а при капитальном ремонте и реконструкции он обязателен: «Технадзор должен проводиться специалистами ежедневно на каждом этапе строительства, а не два раза в неделю, как это бывает».

Важной составляющей в работе филиала спикер отметил взаимодействие с другими ведомствами и общественностью.

– Мы сотрудничаем, проводим совместные выезды, мониторинги, решаем проблемные вопросы совместно с транспортной прокуратурой, департаментом полиции, антикоррупционной службой и общественными объединениями. На местных дорогах мы проинспектировали только 55% всех местных дорог, это очень мало, максимально должны охватывать 100%, чтобы могли проконтролировать все участки, проанализировать, проверить на качество используемый материал, – пояснил спикер.

Он также подчеркнул: «В случае, если местные исполнительные органы с нами не будут заключать договоры, выезжать с нами на объекты строительства и ремонта дорог, мы станем активно сотрудничать с общественностью и СМИ. При игнорировании подрядными организациями наших требований будем подключать антикоррупционные службы. В нашей организации трудятся квалифицированные инженеры, проверка полностью фиксируется на планшетах и синхронизируется на едином портале, который мониторит профильное министерство, комитет автодорог, а также генеральная прокуратура в целях исключения антикоррупционных действий», – подчеркнул спикер.

Читайте также