Эпиграф
— Дайте мне Деда Мороза срочно в номер, и чтобы как живой был!
Из речи главного редактора на планерке региональной газеты.
Введение
Раскрою небольшой газетный секрет. Перед КАЖДЫМ Новым годом редакторы собирают журналистов и требуют материалы про Деда Мороза. Ну, на крайний случай — про Снегурочку. Так что Деды Новогодние — это лакомый кусок для репортера.
* * *
Разговор у редактора.
— Коля, тебе нужно съездить в ТОО «Елки-палки», переговорить с руководством, чтобы они деньги нам загнали, небольшой должок у них за рекламу. Новый год на носу, сам понимаешь…
— А Иринка из бухгалтерии?
— А Иринка отпросилась, у нее дочь приезжает…
— А позвонить?
— Звонить бесполезно, у них телефоны не отвечают. Но они люди хорошие, если глазами с ними встретишься, они обязательно заплатят. Но сейчас, видимо, тоже экономят на всем, чтобы Новый год отпраздновать.
— Хорошо, будет сделано.
У журналиста Николая были совершенно другие планы на 31 декабря, но работа есть работа.
ТОО «Елки-палки» располагалось в бизнес-центре, переделанном из студенческого общежития.
Поднявшись на третий этаж, Николай начал разыскивать контору. Это оказалось не очень трудным делом, потому что из-за одной двери слышался шум, гам и звуки какой-то суеты.
Точно — эта фирма. Тактично постучал, через некоторое в проеме появилось раскрасневшееся лицо.
— Здрасти, а шефа можно увидеть?
— А вы откуда? Из газеты? Сейчас узнаю…
Лицо скрылось на пару минут.
Начальник вышел и, сразу поняв, о чем речь, перешел в атаку:
— О, здравствуйте, с наступающим! По деньгам очень сложно, но мы попробуем сделать все, что возможно. Спасибо!
Николай понял, что его аудиенция окончена.
Возвращаясь по длинному общаговскому коридору, он услышал, как из полуоткрытой двери вдруг полилась звучная музыка, сольное живое пение, непонятные возгласы.
Журналистское любопытство взяло верх, и он осторожно заглянул в помещение.
Мама дорогая! Это было неописуемо, потому что вся комната была заполнена людьми, одетыми в стильные, по-современному сшитые костюмы разных зверей, Деда Мороза, Снегурки, ну и всякой прочей лесной братвы типа леших.
В голове репортера мелькнула старая журналистская заповедь: «Увидел Деда Мороза — возьми у него интервью».
— В газету — поздно, но на сайт можно будет выложить крутой, свежий материал, фотки, ну и так далее, — пронеслось у Николая в голове.
Он постучал в открытую дверь.
— Здравствуйте!
— Привет, чем мы можем вам помочь?
— Я из газеты, Деда Мороза ищу!
Костюмированные люди нисколько не удивились, переглянулись, и из толпы вынырнул человек, который, в отличие от других, был одет в гражданское.
— Да, мы проводим детские утренники, выступления в местах отдыха. Есть у нас дедушка. А зачем интересуетесь? — профессионально ласково произнес человек в пиджаке.
Николай обрисовал ситуацию и выразил желание поговорить с Дедом Морозом, сделать заметку, фото, и, соответственно, небольшой, но важный промоушен для группы артистов-аниматоров.
— Ну это запросто, только мы сейчас уже выезжаем, карета у подъезда. Смотрите, дело — немудреное, едем с нами, до зоны отдыха в лесу — всего-то час ходу. За это время вы переговорите нормально с Дедом Морозом, со Снегурочкой, да с кем хотите, и, самое главное, после прибытия машина пойдёт назад в город. Вас увезут обратно. Материал когда выйдет? На сайт? Сайт посещаемый? Отлично. Только с условием, что вы ненавязчиво укажете наши реквизиты. С таким непременным условием! Потому что нам еще дней 10 выступать по детским утренникам и другим темам. Работаем на заказ. Так пойдет?
Николай судорожно соображал: «31 декабря выехать куда-то за город?… Но говорят, привезут обратно, вроде люди серьезные». Искушение сделать убойный материал с пылу с жару, который все-таки выйдет сегодня на сайте, пересилило.
— Just a moment, please, один звонок, и я, в принципе, готов. Извините, а буфет у вас в здании есть? Взять надо что-то в дорогу. Хоть корочку хлеба, а то я голодный, утром не завтракал.
Костюмированные прекрасно поставленными сценическими голосами подхватили: «Сами мы не местные…». Заразительно засмеялись: «Да все у нас есть, не беспокойся».
Николай позвонил в редакцию, рассказал, что и как, пообещал, что его привезут обратно, не теряйте, дескать.
Шумной толпой новогодняя компания вывалила из здания и погрузилась в автобус.
Ехали весело. Николай взял интервью у Деда Мороза, у Снегурки, ну и у символа наступающего нового года Зайца. Заяц, когда снял маску, был почему-то небритый, но очень юморной для лесного зверя.
Мелькали километровые столбы. Автобус ни с того ни с сего вдруг подозрительно заурчал, запыхтел и остановился.
— Вот незадача, что за дела? — мелькнуло у Николая в голове.
Шофер, недовольно бурча что-то себе под нос, вылез из машины и начал копаться в двигателе. Ковырялся довольно-таки долго. А на улице — морозец прямо предновогодний, где-то 20 градусов с лишним, а с ветром – как будто 30. И все ниже нуля.
Поначалу веселая компания притихла, но не теряла присутствия духа. Задорно кричали водителю: «Саша, вызывай подмогу!»
Посидели минут десять, и тут Заяц сказал не своим голосом: «Здравствуйте, детишечки, пора бы немного согреться».
Остальные звери переглянулись. Дед Мороз насупил свои мохнатые брови. Но от стопарика не отказался.
Николай тоже не стал манерничать, замерзать где-то в поле трезвым он не собирался.
Водила еще немного почертыхался, но, чудо! — машину завёл. Однако отказала печка. Хотя, какая печка, после принятого внутрь всем стало тепло и хорошо.
Теперь уже быстро доехали до места. Местом оказался шикарный современный туристический комплекс с несколькими двухэтажными домами для гостей, ледовым катком, оборудованной электрифицированной площадкой с ёлкой, качественно слепленными снеговиками. Под навесом гавкали ездовые собаки. Рядом — сани и снегоходы.
— Давайте в столовую, — командовал встречающий, — там согреетесь.
Он уже узнал о неполадках с машиной.
В столовой покормили и по желанию предложили немного горячительного — «только по чуть-чуть».
— Нет-нет, — сказал Заяц, который сидел рядом с Волком из «Ну, Погоди!», — нам еще работать.
Но по соточке жахнули. Николай поддержал компанию, а налито было что-то очень крепкое, потому что вдруг…
* * *
— Где я, — пробормотал Николай. В большой комнате было тепло, светло, сквозь окна лился яркий солнечный свет и казалось, что на дворе лето. В голове у репортера будто играл старый патефон со скрипами и щелчками, а сквозь эти шумы пробивалась песня «В лесу родилась елочка».
— Где я, и какое сегодня число, — теперь уже почти вскричал Николай.
— Да нормальное сегодня число, — сказал кто-то в комнате. — Первое. С Новым годом, журналист!
Николая огляделся. Это была большая комната в гостинице. На диванчиках в разнобой расположилась звериная братия, и видно было, что люди хорошо поработали и очень хорошо отдохнули.
— Что такое? Ничего не помню, что произошло?
— Да ничего особенного, нормально все отработали, ты что-то не захотел ехать в город после второй, ну или третьей. И начал с нами работать, под контролем, конечно…
По разумению Николая, это говорил все тот же Заяц. Только сейчас он не был в своей звериной униформе, и оказался еще более небритым дяденькой.
— У нас большая программа: сначала был детский праздник с елкой, потом со взрослыми работали, там игры, аниматоры, фокусник, конкурсы, песни. У нас два вокалиста, Базилио и Алиса — Баскова с Пугачевой на раз делают. Все, как полагается, все по высшему классу. Мы — профессионалы, — вальяжно разъяснял Заяц.
— А я-то что делал? — с дрожью в голосе спросил Николай.
— Ну как что? Хороводы водил, а потом анекдоты рассказывал. Песню пел еще про зайцев — Никулинскую, «В темно-синем лесу»…
Николай покраснел: «А анекдоты-то хоть приличные были?»
— Да все в норме, молодцом, хорошо отработал. А ты из журналистов не собираешься никуда уходить? Зарплата у тебя какая? Хы-хы! У нас-то поболее будет… Мы бы тебя взяли, ты почти профессионально выступал. Да и зритель был доволен. Только с этим…, — Заяц выразительно пощелкал пальцем по горлу, — тебе ни-ни.
Николай немного успокоился, но потом как молнией его пронзила мысль:
— А редакционное задание? А интервью с Дедом Морозом? Где сотка? 54 пропущенных звонка! Интервью на диктофоне… Куда же его теперь?
Мысли просто кувыркались в голове, как гимнасты на батуте.
Николай собрался с духом, немного приободрился, насколько это можно было сделать утром первого января.
— Ребята, а когда в город?
— Да в город хоть сейчас. Мы собираемся отправить наших за инвентарем для следующих выступлений. Поедешь или будешь дальше с нами выступать?
— Я поеду, у меня работа. А телефончик все-таки дайте.
Как Николай добирался до города (как-как? с минералкой!), как позвонил семье, редактору, мы рассказывать не будем, и так все понятно. Один плюс — организация «Елки-палки» еще вчера оплатила долг редакции.
Интервью с Дедом Морозом Николай отписал срочно и с небольшой удалью, и его выдали на сайт первого января.
Фотографии были изумительные.
* * *
Послесловие от нарколога.
Пить надо меньше. А еще лучше — не пить вообще.
Юрий Афанасьев.