Великая Отечественная война причинила много горя и страданий. Судьбы у всех фронтовиков разные, но участь пропавших без вести одна: не найдены, лежат безымянными, пока отряд неравнодушных потомков не поможет родным и близким увековечить память павших. Такую ответственную миссию взял на себя военно-патриотический поисковый клуб «Көкше-Іздеу». Об архивно-поисковой работе рассказал бессменный руководитель объединения Еркен Абдуллин.
– Клуб «Көкше-Іздеу» был создан при Казахском гуманитарно-техническом колледже в сентябре 2017 года для сбора информации о 310-й и 314-й стрелковых, 106-й кавалерийской дивизиях. Изменились ли цели поисковиков за 5 лет?
–За период работы клуба курсантами и сотрудниками клуба изучены материалы сотен погибших и без вести пропавших на фронтах сражений, установлены судьбы свыше 4 тысяч солдат и офицеров Красной армии. Опираясь на выработанные годами методы поисковой работы, научных и практических исследований, изучения доступных источников информации, мы по-прежнему добиваемся установления имен павших воинов, возвращения их родным и близким.
Но это только одна грань нашей работы. В 2020 г. сотрудником клуба Алтыншаш Сыздыковой по данным исследований выпущена книга «Не вернувшиеся с войны 1941-го года…» Сейчас я собираю материалы для книги о земляках-акмолинцах 387-й Перекопской стрелковой дивизии.
– С чего начинается установление судеб пропавших без вести фронтовиков?
– В первую очередь, это отбор заявлений, обращений от населения о помощи в розыске родственника. Заводим розыскное дело, к которому прикладывается рапорт ответственного сотрудника клуба, кому поручено вести сбор доказательной базы, а также выводы исследователя. Начинается длительный и тщательный анализ изучения фронтового пути бойца. На основании собранного материала получаем согласие военкомата для ходатайства во всероссийский информационно-поисковый центр «Отечество».
Одним из этапов поиска является получение экспертного заключения на результаты работы по сбору доказательной базы от специалистов научно-исследовательских служб. К примеру, об итогах поиска без вести пропавшего бойца Молдахмета Шакеева заключение дал Военно-исторический музей вооруженных сил РК.
Также в целях увековечения имени героя направляем обращения в органы местного управления, где находится захоронение. Итогом таких обращений является памятная для семьи погибшего надпись. Так, имя бойца Молдахмета Шакеева отмечено на братской могиле в пос. Темкино…
– Не всегда родные павших воинов могут приехать на место захоронения…
– Многим уже не позволяет возраст, состояние здоровья. Хотелось бы особо отметить, что для таких случаев мы внедрили практику получения горсти земли из братской могилы найденного героя и передачи его родственникам. Так завершились поиски героя-акмолинца, молодого учителя из села Зерендинского района Жанабатыра Раева, который проходил срочную службу в Красной армии, когда началась война.
По итогам тщательного изучения фронтового пути бойца нам удалось установить место его захоронения – в деревне Лажины Парфинского района Новгородской области. Коллеги из г. Степногорска на тот момент были на Вахте памяти в тех краях, и я попросил их привезти горсть земли с братской могилы, где похоронен наш герой.
В мае 2022 г. в г. Астане в Военно-историческом музее Вооруженных Сил Республики Казахстан в торжественной обстановке была передана эта земля родственникам павшего воина. Недавно в родном ауле героя установили мраморный памятник с фотографией совсем юного офицера, были проведены траурные мероприятия по мусульманским обычаям. На наш взгляд, такой положительный опыт является логическим и последовательным завершением архивно-поисковой работы.
– Поисковая работа требует тщательного подхода к фактам, дошедшим до нас. С каждым днем остается все меньше свидетелей той страшной войны…
– Выручают документы, как это случилось в случае работы клуба по установлению судьбы солдата Жумагаира Ахатова, кавалера боевых наград, погибшего в Венгрии. Долгие годы родственники пытались найти какую-либо информацию о нем: по непроверенным данным кто-то опубликовал в газете, что боец погиб и похоронен в Эстонии. Родственники были уверены в правдивости этой информации. Однако самостоятельные поиски места захоронения не дали результатов, и родственники солдата обратились к нам в клуб. Началась длительная и тщательная аналитическая поисковая работа.
Изучение боевого пути 11-й гвардейской воздушно-десантной дивизии не дало нам уйти от правильно выбранного алгоритма поиска. По фактам донесений о безвозвратных потерях уточнили место службы Ж. Ахатова – Венгрия. По журналу боевых действий установили, что в предполагаемый день погибли только двое – командир полка подполковник Бойко и связист-сержант Ахатов. Там же указаны и места погребения.
Родственники сержанта хотели забрать останки на родину. Мы обратились в общество Красного Креста и Красного Полумесяца, чтобы провести эксгумацию и идентифицировать останки, в посольство РК в Венгрии. И только из посольства пришел ответ, согласно которому тело бойца было перенесено с указанного места в братскую могилу, командир полка похоронен рядом в отдельной могиле. Сейчас там установлен памятник.
Представительство Миноброны РФ в Венгрии изучило все установленные нормы с выездом на место первоначального захоронения. Сопоставив координаты местности и проверив другие одиночные бывшие захоронения, установили, что останки гвардии сержанта Ахатова перенесены в братскую могилу с другими павшими на земле Венгрии. Кроме того, посольство сообщило, что в братской могиле у г. Секешфехервар покоятся 4 тысячи военнослужащих Советской армии.
Генконсул Казахстана в Венгрии также сообщил, что до конца этого года еще 60 бойцов из Республики Беларусь и Казахстана будут включены в списки увековеченных и просил передать родственникам весть, что Родина помнит и чтит своих героев. Теперь они могут приехать и поклониться своему батыру, привезти горсть родной земли и забрать землю с места последнего пристанища воина.
– Каковы планы клуба на будущее?
В архиве клуба имеются уникальные документы времен Великой Отечественной войны. Это протоколы допросов военнопленных 387-й Перекопской стрелковой дивизии, сформированной в Акмолинской области, часть которой погибла. В битве за Москву в Калужской области попали в плен либо без вести пропали тысячи человек. Сохранив Боевое знамя части, вышли из окружения только 800 бойцов и командиров. Поэтому часть не была расформирована, а, пополнив личный состав и вооружение, была направлена в Сталинград, где с честью выполнила свой воинский долг.
При изучении протоколов допросов внимание поисковиков привлекла судьба врача Камала Амирова, попавшего в фашистский лагерь. Сейчас мы занимаемся изучением документов, связанных с ним. Пока дальнейшая судьба советского врача-офицера неизвестна. Нет данных, где захоронен воин, нет и карточки военнопленного на него. Родственница до сих пор наводит справки, обращается во все инстанции Казахстана и России. Обратилась она и к нам в клуб с просьбой помочь в данном вопросе. Мы намерены связаться с посольством Казахстана в Германии, чтобы совместными усилиями установить место захоронения Камала Амирова.
Согласно оценкам историков, в годы войны попали в плен от 3,4 до 4,5 млн советских военнослужащих. Из них вернулись на Родину около 1,8 млн. Судьбы остальных до сих пор не установлены. Может быть, документы, что достались нам от коллег-поисковиков из других стран, помогут раскрыть тайны войны, исправить ситуацию и сохранить историческую правду о героях. Будем работать дальше.
Беседовала Наталья ЯКОВЛЕВА.