К особенным детям – особый подход

«Количество детей с особыми образовательными потребностями растет. Такова реальность, из которой мы должны исходить в нашей работе».

Вывод председателя общественного совета по вопросам семьи и социальной защиты населения при областном филиале партии «AMANAT» Елены Мащинской следует из результатов обсуждения проблемы увеличения охвата детей с особыми потребностями инклюзивным образованием на совместном заседании общественных советов по вопросам семьи и социальной защите населения, образования и здравоохранения.

По информации руководителя отдела дошкольного и среднего образования областного управления образования Асемгуль Сулейменовой, в акмолинском регионе проживают 12389 детей (с инвалидностью – 1669) с особыми образовательными потребностями. Из них в возрасте от 0-6 лет – 4727 детей, от 7-18 лет – 7662. Среди них: с задержкой психического развития – 3528 человек; с легкой и умеренной умственной отсталостью – 1082; с тяжелой и глубокой умственной отсталостью – 199; неслышащие – 22; слабослышащие – 156; незрячие – 15; слабовидящие – 153; с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 525; с нарушениями речи – 6171; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения (аутизмом) – 538.

Цифры, конечно, тревожные. Ответ на вопрос о том, что является причиной роста, требует всестороннего профессионального анализа. Но не исключено, что в данном случае, в частности, речь идет о более высокой выявляемости, возросшими возможностями оказать помощь в адаптации.

Образование в процессе социализации играет ключевую роль. В 20 кабинетах психолого-медико-педагогической коррекции комплексную поддержку получают 1029 детей (125 из них с аутизмом), в пяти школах-интернатах – 923 учащихся.

Для особенных детей условия должны быть особыми не только в специальных организациях образования. В нашей области доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, составила 93,4%.

По единым для всех нормативам «специальные условия для получения инклюзивного образования включают в себя специальные, индивидуально-развивающие, коррекционно-развивающие учебные программы, психолого-педагогическое сопровождение (кадры), а также среду жизнедеятельности…».

Пандусы, поручни, кнопки вызова, противоскользящее покрытие, контрастная окраска… при создании таких условий важны. Но их установить как раз несложно. Главное, как везде и всюду, – это люди. Учителя, не просто желающие, но умеющие работать с особыми детьми.

В области с детьми с ООП работают порядка 697 специальных педагогов (учителя, логопеды, дефектологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, педагоги-психологи). Несмотря на то, что в этом учебном году в специальные организации образования прибыл 31 специалист, дефицит остается. В кабинетах коррекции, как правило, работают совместители.

Работа с особенными детьми требует особых знаний и умений и от каждого из учителей-предметников, работающих в классах, где обучается хотя бы один такой ученик. Сорокапроцентная надбавка к базовому должностному окладу, конечно, обладает стимулирующим действием. Но очень важны обучающие курсы.

Большим потенциалом обладают открываемые в общеобразовательных школах кабинеты поддержки инклюзии. По замыслу инициаторов – Координационного совета по развитию инклюзивного образования Акмолинской области – они должны стать ресурсными центрами не только для обучающихся в данной школе особенных детей, но и для работающих с ними педагогов. Сейчас таковые функционируют в 21 школе области, к 2025 планируется открытие еще 93-х. До этого времени на обустройство каждого из них требовалось 12 млн тенге. В какую сумму это обойдется завтра, в условиях отнюдь не снижающейся инфляции, сказать сложно.

В стране появилась возможность оплачивать труд педагогов-ассистентов, оказывающих особенным детям, обучающимся в общеобразовательных школах, индивидуальную помощь. Причем, их становится больше. Если в прошлом учебном году психолого-педагогическое сопровождение получали 20 детей, то в нынешнем количество педагогов-ассистентов выросло до 54.

Дело это новое. Естественно, есть вопросы. Следует знать, что необходимость в педагогах-ассистентах, в зависимости от тяжести заболевания ребенка, определяет ПМПК. Причем и по поводу обучения в средней школе, и по всем иным вопросам сейчас можно обращаться в любую ПМПК, независимо от того, в каком регионе страны она находится.

– Если, к примеру в классе трое детей, нуждающихся в индивидуальном сопровождении, то во время уроков в классной комнате будут находиться трое ассистентов-педагогов? Кто уполномочен осуществлять контроль за их деятельностью? – это только часть вопросов, по которым члены советов дали предложения.

При различии точек зрения по некоторым вопросам (в частности, об эффективности домашнего обучения), все участники заседания убеждены в необходимости областного реабилитационного центра для детей с особенными потребностями в образовании. Очевидно, что это заведомо эффективнее в сравнении с несколькими центрами для детей с разными заболеваниями. С аутизмом, к примеру.

«В проблеме детского аутизма очень важна ранняя диагностика, считает руководитель областного управления здравоохранения Нурлан Ахильбеков. – Нужно овладевать методиками, позволяющими диагностировать заболевание уже в двухлетнем возрасте».

– Большое беспокойство вызывают дети, страдающие редкими заболеваниями, требующими орфанных препаратов. На их закуп для 23 маленьких акмолинцев в этом году выделены 312 млн. тенге, – говорил Нурлан Ахильбекович. – Но это проблемы не решает.

В общественные приемные партии, к депутатам маслихатов родители особенных детей нередко обращаются по поводу санаторно-курортного лечения.

Заместитель руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Алтын Акбарова проинформировала о том, что с будущего года сопровождающему особенного ребенка будет оплачиваться 70% стоимости путевки. Документов, узаконивающих другие нововведения, пока нет.

Родителям особенных детей надо хорошо понимать, что в словосочетании «санаторно-курортное лечение» ключевым является именно слово «лечение». Его могут назначить только специалисты-медики, оценив все показания и противопоказания. Ни одна общественная организация изменить их решение не вправе.

Читайте также