История нейрохирургической службы Кокчетавской, а ныне Акмолинской области началась, когда в областной больнице при травматологическом отделении было открыто 10 коек. Одним из основателей службы по праву считается нейрохирург Виктор Беспалько, который на днях перешагнул 75-летний рубеж.
С первых минут разговора поражает потрясающая память Виктора Васильевича, его талант рассказчика и мягкий юмор. «Дела давно минувших дней» предстают перед слушателем так живо, как будто смотришь хорошее кино.
– А ведь я и не собирался работать нейрохирургом. Жили в Гусаковке, в те времена – в Арыкбалыкском районе. Отец всегда говорил: «Из тебя, Витя, хороший директор совхоза получится». Половина моих одноклассников поехали в Целиноградский сельхозинститут, чтобы стать инженерами, агрономами… А я неожиданно решил поступать в медицинский. Но не по призванию, поехал вслед за любимой девушкой. Было это в далеком 1965 году. Она не прошла по конкурсу, а я экзамен на пятерку сдал и стал студентом Карагандинского государственного медицинского института. Через 5 лет девушка стала моей супругой, а медицина – важной частью жизни. Кстати, отец очень гордился моим выбором… И я не мог учиться плохо – нужно было оправдывать его доверие.
На старших курсах Виктор Васильевич уже подрабатывал медбратом в торакальном отделении, выхаживал пациентов после операций на легких. Совмещать ночные дежурства и учебу помогали прекрасная память и заинтересованность в выбранном деле – достаточно один раз услышать или прочитать, чтобы на экзамене память услужливо раскрыла нужную страницу. Уже тогда студент убедился, что он не случайный человек в медицине: все получалось легко.
В 1971 году по распределению В. Беспалько попал в областную больницу г. Кокчетава. Организатор нейрохирургической службы Альберт Кромм уже через пару дней забрал к себе перспективного выпускника медицинского вуза.
– Я чуть не плакал… Меня уже взяли хирургом, вот она, птица счастья, сидит в моих руках. А тут приходит Кромм и говорит: «Пойдешь в нейрохирургию. Мы тебе уже стол освободили». Я же ее в институте терпеть не мог! Перед экзаменами взял у девчонок потрепанную книженцию, пролистал… Сдал, а когда вышел из аудитории, крикнул: «Прощай, нейрохирургия!» И запустил учебник со всей силы с высокого крыльца. Только листочки в разные стороны полетели… Ох и досталось мне от девчат… Но спорить с Альбертом Александровичем не стал. Так я попал в нейрохирургию…
А через 5 лет Виктору Беспалько пришлось возглавить отделение, когда А. Кромм уехал учиться в аспирантуре. Первое время было сложно, приходилось руководить коллегами, которые были значительно старше. Молодой доктор сначала даже ходил на операции с учебником, чувствовал, что не имеет права на ошибку. В случае необходимости просил сестру открыть книгу на нужной странице. Но с каждым разом учебник требовался все реже и реже, росла уверенность в своих силах.
В каждом отчете, при каждой встрече с руководством Виктор Васильевич неустанно говорил о необходимости увеличить количество коек в отделении: на основании приказа по КазСССР в областном центре с населением больше 60 тыс. человек должно быть 60 коек. И молодой заведующий регулярно носил отчеты и докладные в облздрав, пока не добился расширения до 40 коек. Это была победа.
Развивалось отделение, вместе с ним «рос» и доктор. Расширялся объем операций на головном и спинном мозге при травмах и заболеваниях центральной нервной системы. В 1975 году впервые появился эхоэнцефалоскоп, методику работы на котором сразу же освоили нейрохирурги. Совместно с сотрудниками одного из заводов г. Кокшетау были созданы ангиоприставка и шприц-полуавтомат для проведения каротидной ангиографии. Прототипы Владимир Васильевич привез из командировок. А их было много – семинары, съезды, конференции, курсы…
Однажды Александр Коновалов, директор института нейрохирургии им. Академика Бурденко, подошел к столу, где сидела делегация из Казахстана и сказал: «В СССР всего две тысячи нейрохирургов, и половину из них я знаю лично». А в Казахстане в те годы было всего 140 докторов этой специализации. И с годами их не стало больше. «Сейчас в нашей стране работают 136 нейрохирургов», – уточняет Александр Даниленко, коллега и ученик Виктора Васильевича.
В полувековой практике доктора было немало сложных случаев. Многих пациентов Виктор Васильевич помнит по фамилиям, знает их дальнейшую биографию. Даже успешно пройдя лечение, благодарные пациенты считали нужным навестить доктора и рассказать, как складывается их жизнь.
– Однажды поступил пациент с огромной опухолью в лобной части. Операция была тяжелой, шла 6 часов. Устал очень, но опухоль убрал хорошо, красиво. В 8 утра прихожу – лежит пациент. Услышал мой голос, глаза открыл, заулыбался – узнал… Дочери его тоже в медицину пошли, потому что бегали к отцу в больничную палату маленькими девчонками и видели нашу работу. А если спросите, сколько всего пациентов прошли через мои руки, это несложная арифметика. За год в стационаре получали лечение 1 100 – 1 200 больных. Если прибавить всех, кто приходил на прием, да умножить на 50 лет стажа… Получится около 100 тысяч человек, почти как население областного центра, – улыбается доктор. К слову, и дети, и почти все внуки юбиляра пошли по его стопам, выбрав такую непростую и увлекательную профессию.
Когда в середине 90-х в больнице установили компьютерный томограф, диагностика и лечение нейрохирургических больных значительно улучшились. В последние годы приобретены ангиограф и магнитно-резонансный томограф, расширились возможности хирургического лечения и послеоперационного контроля при травмах головного и спинного мозга. Стала возможной хирургия опухолей и спинальной патологии.
– С годами число наших пациентов только растет. Дело даже не во внешних факторах, это не люди стали чаще болеть. С каждым годом совершенствуется аппаратура – КТ, МРТ… Мы о таком мечтать не могли. Диагностировали опухоли мозга по изменениям поведения пациентов. Если человек проявляет необоснованную агрессию, в ответ на шутку готов накинуться с кулаками – значит, угнетена деятельность мозга, скорее всего, за счет опухоли, – поясняет доктор.
Врач высшей квалификационной категории, Отличник здравоохранения СССР, награжденный нагрудным знаком «Қазақстан Республикасы денсаулық сақтау ісінің үздігі», руководил отделением до ноября 2011 года, а после выхода на пенсию еще 10 лет проработал в отделении ординатором-нейрохирургом. Его коллеги – известные в области нейрохирурги Владимир Ким, Руслан Баймуканов, Олег Ермолаев. В настоящее время в отделении работают ученики Виктора Васильевича Игорь Острецов, Александр Даниленко, заведует отделением Талгат Бекенов.
В ординаторской хранится муляж черепа. «Наш Йорик», – шутят молодые нейрохирурги. Сколько сложных случаев с его помощью объяснял им когда-то Виктор Васильевич! «Я всегда говорил: у нас порядок как в танковых войсках. Смотри на направляющего и делай так же. Постепенно все получится», – поясняет Виктор Васильевич. Врач-нейрохирург высшей категории Александр Даниленко 13 лет проработал под руководством В. Беспалько.
– Добрый, честный, прямой, – говорит нейрохирург о наставнике. – Приходили в отделение, ничего не умея, и тут же попадали на «поле боя». Мы получали в ординатуре такую мощную практику, что все диву давались, спрашивали: «Откуда вы все это знаете?..» Неудивительно, что мы быстро перенимали его манеру говорить, шутки, цитаты из песен, могли бесконечно слушать истории из жизни. И сейчас, когда Виктор Васильевич приходит в отделение, все идут к нему, как на огонек, чтобы хорошим настроением зарядиться.
Откуда доктор черпает силы и заряд энергии? Для В. Беспалько очень важно общение с природой. Заядлый охотник и рыбак, с детства умеющий обращаться с удочкой и отцовским ружьем, любит посидеть в тишине на берегу озера. «Заряжает на всю оставшуюся жизнь», – шутит Виктор Васильевич.
Немало теплых слов в преддверии юбилея было сказано о В. Беспалько коллегами. Доктор медицинских наук, заведующий кафедрой хирургических дисциплин Серк Аяганов отмечает:
– Мне посчастливилось работать с Виктором Васильевичем. Несмотря на все сложности 90-х, он всегда был предан профессии и остался заведовать отделением. Ему удалось внедрить новые технологии в нейрохирургической практике – применение микрохирургических инструментов, операционного микроскопа. По большому счету, это считается прогрессивным и по сей день. Рядом с ним много лет работала супруга Нина Федоровна, старшая операционная медсестра. Хочу пожелать семье Беспалько, чтобы они были здоровы и счастливы, и оставались рядом с нами долгие годы.
– Виктор Васильевич поистине является образцом высокого профессионализма, порядочности и верности своей профессии. Тому подтверждение – его многолетний, неустанный труд. Бесценен вклад, который доктор внес в развитие нейрохирургической службы и здравоохранения в целом. Виктор Васильевич всегда оказывал консультативную помощь, активно внедрял новые методы, воспитал целую плеяду талантливых нейрохирургов. Хотелось бы поздравить его с юбилеем и пожелать крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, позитивного настроения, мира, добра и благополучия всей семье, – подчеркнул директор Многопрофильной областной больницы Нурлан Жаров.
Год назад, провожая доктора на пенсию, коллеги подарили В. Беспалько шашку с гравировкой: «Основателю нейрохирургии в память о былых подвигах от благодарных учеников».
– Говорят же про нас, хирургов, что мы на работе шашками машем. Мы хотели, чтобы подарок напоминал о славных делах в отделении нейрохирургии и поднимал боевой дух еще много лет, – твердо сказал А. Даниленко, будто поставив точку в нашей беседе.