Сберечь? Приумножить!

Во дворце детства и юношества «Bolashaq saraiy» немало интересных направлений для развития творческих и интеллектуальных способностей юных акмолинцев. Старшеклассники, выбравшие профильным предметом физику, с удовольствием занимаются изучением возобновляемых источников энергии.

Методист IT-отдела, преподаватель по электронике и возобновляемым источникам энергии Карим Кажымукан отмечает, что среди его воспитанников – подростки 14-15 лет. У них уже достаточно теоретических знаний, сохраняется познавательная активность и стремление приносить пользу родной стране.

– Здесь старшеклассники могут на практике убедиться в том, как работают законы физики. Сначала изучаем на стенде принципы сохранения солнечной энергии. Ребята собирают установки, наблюдают, размышляют, каким образом можно сэкономить или получить энергию в бытовых процессах. После анализа и получения необходимых знаний юные инженеры начинают работать с авторскими проектами, – рассказывает Карим Баймуратулы.

Автор одного из проектов Бахтияр Метаев в прошлом учебном году году окончил 11 класс IT школы-лицея им. Аль-Фараби, в этом году поступил в один из ведущих вузов страны , выбрав инженерное направление. А начались его первые исследования в лаборатории «Bolashaq saraiy». Бахтияр заметил, что когда лифт спускается, возникает сила трения, которую можно преобразовать в электрическую энергию. Чем больше объект, тем больше получится энергии. В высотных жилых комплексах с многочисленными лифтами экономия будет существенной. Юноша занял третье место в конкурсе инновационных проектов «Akmola Power», стал вторым на областном конкурсе «Первые шаги в науке». Сейчас его проект рассматривается как действенный способ сохранения энергии.

– В «Bolashaq saraiy» мы даем базовые знания, показываем на практике, как пройти путь от идеи до технического воплощения, рассматриваем как общие случаи, так и проблемы, которые можно решить на уровне страны и области. Нам нужно отходить от использования нефти и газа, если мы хотим идти в ногу со временем, – убежден преподаватель.

К примеру, в нашей стране мало гидроэлектростанций, так как недостаточно крупных рек, нет выхода к морям. Ученик IT школы-лицея Алан Туяк предложил построить ГЭС городского типа – использовать поток в водопроводных трубах, так как вода используется всегда и повсеместно. Если установить лопасти и генераторы, можно вырабатывать энергию почти без материальных затрат. Проект уже принял участие в нескольких конкурсах и принес автору серебряную медаль.

Школьники рассматривают и довольно необычные способы сохранения энергии, как в проекте «Получение энергии с помощью эффекта Зеебека». Автор разработки Асылхан Кошанов предложил использовать для получения энергии горячий пар, который в кафе и столовых непрерывно образуется над плитами во время приготовления пищи. «Энергии получится немного, но в любом случае больше, чем ничего», – комментирует проект руководитель. Сейчас Асылхан – студент вуза, будущий инженер.

Есть и разработки, как говорится, «на злобу дня». Андрей Батурин и Алан Туяк в прошлом году работали над совместным проектом получения криптовалюты в изолированной системе. Чтобы не создавать проблем с потреблением электроэнергии в населенных пунктах, ребята предложили создать большую майнинговую ферму за пределами города. Небольшое поселение будет полностью себя обеспечивать электроэнергией, при этом исправно «выращивая» биткойны. По подсчетам авторов, за 20 лет прибыль от реализации проекта составит около 27 млн долларов.

– Сюда приходят те, кто хочет изучить физику, понять, как наука приносит пользу на практике. Сейчас в кружке занимаются 7 человек, в основном – ученики IT школы-лицея, средней школы № 18 им. С. Жунусова, школы-лицея № 2. Каждый разрабатывает свое направление. Проекты обсуждаются совместно, ребята помогают друг другу, иногда подсказывают наиболее оптимальные решения инженерных задач. Среди выпускников немало тех, кто выбирает IT или инженерное направление, – подчеркнул Карим Баймуратулы.

Читайте также