«Сакральная география Казахстана» — это, прежде всего, популяризация исторических памятников и святых мест. К реализации проекта духовного возрождения, к созданию культурно-географического пояса святынь Казахстана как одному из элементов каркаса национальной идентичности, подключилось и участвует огромное количество ученых и представителей общественности. Древние памятники Казахстана — это увековеченная история кочевых и оседлых народов, которые проживали в прошлом в Великой Степи. Немало уникальных исторических объектов расположено на территории нашей Акмолинской области. Сегодня хочется рассказать о памятниках Целиноградского района.
Кабанбай-батыр
На территории Целиноградского района раположен важный исторический и культурный объект — мавзолей Кабанбая. В ноябре 2000 года в маленькой деревушке Рождественка‚ ныне переименованной в Кабанбай батыр‚ открылся памятник великому герою Казахстана. Всех своих героев казахи хоронили на небольших возвышенностях, дабы каждый увидевший их укреплялся в вере и духе. В многочисленных исторических документах Кабанбай упоминается как храбрый воин‚ спасший казахский народ от джунгар. Там‚ где был похоронен батыр‚ построен мавзолей, достигающий высоты в 25 метров. Площадь самой постройки превышает 40 кв. метров. Композиционная идея этого сооружения характерна для степного зодчества. Красное кирпичное строение с шатром очень похоже на башню Кабуса (мавзолей‚ созданный в 11 столетии) — творение иранских архитекторов. Любопытно устроен верхний свет мавзолея‚ его входная часть. У фундамента имеются небольшие горизонтальные щели‚ создающие иллюзию, что сооружение парит в воздухе. Мавзолей Кабанбай батыра — гениальное творение архитектора А. Сауменова.
Если вспомнить историю, то к 20-м годам XVIII в. джунгары оккупировали огромную часть казахских земель. В казахских жузах начали создаваться отряды самообороны во главе с батырами, защищавшими от джунгар свои аулы и отдельные местности. В Среднем жузе были крупные роды: аргын, найман, кыпшак, керей, конырат. У найманов в 1723 г. появился бесспорный лидер – Кабанбай-батыр из рода Каракерей. Имя, данное Кабанбай-батыру при рождении – Ерасыл. Кабанбаем назвал его народ из-за высокого роста, мощного телосложения и огромной силы. Он был бесстрашен в бою, одерживал победы во многих поединках. Согласно легенде и преданиям, копье его было не с деревянным древком и металлическим наконечником, а полностью металлическим (стальным), длиной 7 метров, и весило больше самого крупного барана (60-70кг). Ударяя таким копьем противника, Кабанбай-батыр пробивал и щит, и его обладателя. У джунгар не было батыра, который бы решился выйти на поединок с Кабанбаем…
Кабанбай-батыр также обладал большим военным талантом, в совершенстве изучил тактику и стратегию полководцев Чингисхана и Золотой Орды, а также организацию войска. Во всех сражениях, которые возглавлял Кабанбай-батыр, его войско одерживало победы. Сокрушая врага, войска преследовали его до полного уничтожения, погоня иногда продолжалось несколько суток. Кроме того, Кабанбай-батыр был мастером засад: завлекал противника в неудобное место для боя, но удобное для полного его окружения. Он был мастером ночных боев, в которых устраивал искусственный шум, дезориентируя врага и вызывая в его рядах панику.
Все это сделало Кабанбай-батыра главой одного из самых крупных казахских родов – найман. Из казахских батыров Кабанбай первым получил общенародное признание. О батыре неизвестным автором был создан героический эпос «Кабанбай-батыр».
Русские архивные документы сохранили имя Кабанбая. Источники свидетельствуют о том, что он был близок ко двору Абылай-хана. Абылай дал ему титул «Личный батыр хана» и назвал его Дарабозом – штурмующим небо. Дата смерти Кабанбай-батыра неизвестна. Последние сведения о нем относятся к 1771 году.
Целитель и ясновидящий Кырыкбай баба
Кырыкбай баба жил в 17-18 веках. Он был целителем, ясновидящим, гадал на бобах, был костоправом. Известно, что в то время практиковали лечение молитвами, лечение сглаза, иглотерапию. Кырыкбай баба по пульсу определял болезни, изменения в организме, а затем лечил. Массажем излечивал переломы, вправлял вывихи, лечил ревматизм… Как считали его современники, сила его заключалась в вере в Аллаха: люди верили, что он исцелял по воле всевышнего.
Кырыкбай баба был похоронен на кладбище «Бес кемпір» недалеко от современного села Жана-Жол Караоткельского сельского округа Целиноградского района. До недавнего времени за захоронением ухаживали, но в последние 5-10 лет оно осталось без присмотра. Ищущие помощи в исцелении продолжают приезжать в эти места, люди приходят на его могилу, расположенную между аулами Жанажол и Енбекші, за исцелением от разных болезней. Хоть он и происходил из рода киргизов, считал себя казахом.
Кобек—батыр, воин Абылай хана.
Көбек батыр – еще один сын казахской степи, о котором сохранилось мало сведений. Приблизительные годы рождения 1735 – 1740 гг. Сыграл очень важную роль в изгнании захватнических калмыкских племен с казахских земель.
В 1771 году киргизские племена приступили к захвату Семиречья, и во время боя против рода найман одержали победу над двухтысячным войском, а головы побежденных видных найманских батыров и их воинов сложили в виде горы. Услышав про это, Абылай хан поручил сбор ополчения под руководством Кобек-батыра и отправился в Киргизский Алатау. Решающая битва вошла в историю под названием «Жайыл қырғыны». Сражение началось с поединка двух видных батыров: Надир манапа и Кобек батыра. Поединок завершился победой Кобек батыра и открыл дорогу к дальнейшим победам на пути к полному изгнанию киргизских манапов и получению ключей от г.Ташкент. В этих сражениях своей храбростью и отвагой, решительностью, искусным владением тактикой боя отличился Кобек батыр.
В 18 веке участились набеги башкирских племен на земли казахов Младшего жуза. Для оказания военной поддержки от Среднего жуза были сформированы отряды под руководством Кобек батыра. Во время одного из последних сражений был убит Башкирский хан. Кобек батыр вернулся на родные земли с победой, оставив среди местных аксакалов воспоминание о себе как о храбром и не знающем поражений батыре.
Кобек-батыр умер в 96-летнем возрасте. Его захоронение находится в местечке Козыкош на территории современного Караоткельского сельского округа. На месте захоронения имеется старый камень, и уже недавно потомки, отыскавшие место захоронения своего предка, установили здесь памятную плиту.
Нияз Тілеуліұлы
Недалеко от Караоткеля, в 18 км в сторону реки Нуры расположена возвышенность, которую местное население называет Акмолой. Названа она по захоронениям, сохранившимся на белых, сланцевых холмах.
В конце мая 1830 года отряд казаков под командованием подполковника Шубина отправился на строительство окружного приказа. Вся степь вокруг возвышенности Акмола, на которой воздвигнут одинокий белый мавзолей, была сплошь покрыта разлившейся паводковой водой. Сюда были приглашены старейшины родов для обсуждения вопроса месторасположения административного центра будущего округа – Акмолинского укрепления. Старейшины уговаривали Шубина построить укрепление на Караоткеле, со всех сторон удобном для взаимной связи населения, живущего по обе стороны Ишима. 18 июня был составлен соответствующий документ, скрепленный подписями грамотных аксакалов. Этот день, в соответствии с архивными документами, можно считать днем рождения нынешней столицы Казахстана.
Белый мавзолей на возвышении Акмола, где первоначально остановился отряд Шубина, является мавзолеем бия Нияза (Нияз Тілеуліұлы (1741—1790). Он был известен в степи своей справедливостью и умом. Его отец Тлеули батыр занимает достойное место в истории национально-освободительной борьбы казахов с джунгарами. Тлеули был боевым соратником легендарных полководцев-тарханов Есета и Жанибека. В казахском ополчении он бессменно возглавлял тумен (армию) из 92 кипчакских родов в решающих битвах с джунгарами (1710-1729 годы) в Аныракае, Калмаккыргане и Каракумах. И сына воспитывал достойным. Впоследствии Нияз бий стал одним из авторитетных советников хана Абылая.
В 1868 году была образована обширная Акмолинская область, состоящая из пяти уездов. На гербе Акмолинской области был изображен на зеленом щите мавзолей Нияза бия с двумя остроконечными башнями и куполом из серебра, с полумесяцем из золота посередине. К сожалению, подлинник этого герба не найден, так как хранилище геральдики, где он хранился, было закрыто в 1917 году. Сохранилась лишь копия графического изображения этой бесценной исторической реликвии.
Соленое озеро «Тұзды көл»
Вода в Сарыколе (второе название — Туздыколь) очень соленая, растительности мало, весной и летом, когда тает снег, на побережье образуются отложения солей. И зимой и летом это озеро в Целиноградском районе притягивает к себе своей белизной. По рассказам старожилов, раньше здесь добывали соль и продавали. А в голодные годы озеро спасало людей: грязь в соленом озере лечебная, испокон веков люди приезжали сюда за исцелением. Когда медицина не была так развита, как сегодня, возле озера ставили юрты для принимающих лечение. И сейчас каждое лето люди приезжают сюда, чтобы вылечить кожные заболевания, болезни суставов и др.
Гульбаршин Салык,
публицист, член Союза журналистов Казахстана.
(Использованы материалы историко—краеведческого музея области).