Главное – быть!

Не может быть! Неужели 20 лет прошло! – простите, но эмоций в разговоре с актером областного русского драматического театра Василием Гречанниковым сдержать не могла.

Ну как обойтись без «как вчера…». До сих пор живы эмоции, которые испытали зрители (а женская их часть — восторг нескрываемый), когда в марте 2002 года в программе в честь Международного дня театра на сцену он вышел в образе Остапа Бендера – в белоснежном костюме, с тростью, пластичный, интеллигентный! Ах, как пел Василий Гречанников, как изящно танцевал. Каждой даме в зале, независимо от возраста, казалось, что играл он для нее.

По залу прошелестело: «Кто это?!» – «Василий Гречанников. Из Бишкека к нам переехал».

«Мәдениет кайраткері», «Актер года», лауреат множества фестивалей… Наград и званий за годы служения в театре у Василия Николаевича – множество.

– Приятно, конечно, но главное…, – так формирует он тональность нашей беседы.

Для того, чтобы понять, что же главное для актера, режиссера Гречанникова, надо, как говорится, «от печки».

А если бы актер на репетицию пришел?

Василий Николаевич – коренной целиноградец. И любит он именно Целиноград своего детства – маленький, пыльный, всеми ветрами продуваемый.

– Не потому, что в детстве «сахар слаще», просто мегаполисы – не мое. Мне комфортнее в городах малых, — говорит он о том, почему в Кокшетау остался. – Я же еще люблю поохотиться, порыбачить.

А приобщил его к этим мужским занятиям отец – Николай Гречанников – летчик-истребитель, прошедший Великую Отечественную войну. По словам сына, «Чувство ответственности у отца – огромное. Женился, когда всех племянников на ноги поставил. Они после гибели на фронте их отца сиротами остались».

Прошли годы, и уже Василию Гречанникову довелось доказать, что он – достойный сын достойного отца, готовый взять на себя полную ответственность за семью, детей.

– Все в человеке – из семьи, – так Василий Николаевич отвечает на вопрос о том, кто и что повлияли на формирование его жизненных ценностей. – И книги, конечно. Не буду обманывать, что в детстве классикой зачитывался, приключенческую литературу любил. Но и она плохому не учит.

А хотел он стать орнитологом. Учиться в Москву отец не отпустил, выбрал для сына дело надежное. Ослушаться – не в правилах семьи. Окончил Василий Гречанников железнодорожный техникум.

Работать по специальности все-таки не хотел, пошел в военкомат, не ожидая повестки, отслужил. Какое-то время поработал в геологоразведке, инженером по ремонту ЭВМ…

И тут – Его величество Случай. Пришел к своей девушке, игравшей в народном театре. Актер, исполнявший в спектакле главную роль на репетицию не явился.

– Время есть? «Покидай» текст вместо него, – обратился к красивому молодому человеку режиссер. – А не хочешь ли эту роль исполнить, – это уже после того, как текст «покидал».

На сакраментальное «А, если бы…» ответа определенного нет и быть не может по определению. Но как-то верится, что рано или поздно Василий Гречанников оказался бы сцене. Случай – дело такое, находит того, кто к нему готов.

Учителя были хорошими

На премьере спектакля оказался российский режиссер, выпускник ГИТИСа Виктор Трегубенко: «Вы не хотите в профессиональный театр?». – «Почему бы и нет?». Видимо, прочитанная в детстве приключенческая литература действительно свою роль сыграла. Хотя… 1986 год. Единая большая страна, остаться без работы, жилья (пусть даже общежития поначалу) никто не боялся.

Через недолгое время: официальный вызов, оплаченная дорога, подъемные… В сибирском шахтерском Прокопьевске оказался ранним туманным утром. Построенное на горе великолепное здание театра, казалось, в воздухе парит. Красиво, символично…

– Премьера (спектакль «Не все коту масленица» по Островскому) – завтра, репетиции утром, играешь Ипполита. Выгребешь – станешь актером, – режиссер вручил 54 страницы текста пьесы.

Выгреб. Стал. За несколько лет получил статус актера высшей категории. Не имеющий профессионального образования, стаж минимальный… Даже далекие от театральной среды люди понимают, какой мерой таланта и работоспособности надо обладать для этого.

– Учителя были хорошими, – говорит Василий Николаевич об этом периоде жизни. – Еще той, классической театральной школы. Костяк труппы формировался, когда на сцене блистали актеры эвакуированного во время войны одного из ленинградских театров.

Потом был театр в Новокузнецке. И вновь – родной Целиноград. Тогда-то и произошла, как оказалось позже, судьбоносная встреча с Валерием Тарасовым – директором и художественным руководителем русского драматического театра им. Горького.

– Будет трудно, звони, – сказал ему Василий Гречанников, переезжая в Бишкек. Тогда в столице Киргизии республиканский академический театр был сильнейшим, попасть туда – мечта многих актеров. И Василию Николаевичу удалось не сразу. Но в итоге играл и на этой сцене.

– Если бы знал, кто и зачем тебе звонит, не позвал бы к телефону, – говорил при прощании директор этого театра. А звонил Валерий Тарасов: «Помощь нужна. Меня направляют в Кокшетау. Работы много».

На сборы – месяц. И то, потому что Валерий Васильевич позвонил в последние дни декабря. А в это время у актеров: «Какой Голливуд? Елки».

Так что приехал Василий Гречанников в Кокшетау месяцем позже. Не скрывает, что обещанная квартира сыграла при этом решающую роль. Но в итоге все сложилось по принципу «Что ни делается, делается к лучшему». А уж для зрителей!

В поисках вечного…

Десятки поставленных спектаклей, количество сыгранных ролей – не счесть… В одном из театров за Гречанниковым закрепилось звание (в театральной среде почетное) «мастер ввода». Очень легко и органично вписывается он во множество готовых спектаклей.

Хотя, вместо «легко», видимо, уместнее «талантливо». И «готовился одну ночь» тоже не будет верным. А вот «всю жизнь» – да. В каждой роли «былое и думы», взгляд на жизнь мудрого, порядочного, много пережившего человека. Читающего, интеллигентного, работающего над собой…Так что его мнение, о том, что же с театром будет, дорогого стоит.

– Все будет хорошо: и театр, и зритель. И все вернется на круги своя, и добро непременно победит зло, – Василию Гречанникову веришь. Говорит обдуманно, выверяя каждое слово. Но главное – многое делает для того, чтобы было именно так. И не иначе.

Относясь с уважением к поиску неких новаторских форм, Василий Николаевич называет перегруженные ими спектакли «фестивальными, рассчитанными на критиков, театроведов». Пусть они думают над тем «Что бы это значило? Что режиссер хотел сказать?».

Нет, он вовсе не исключает того, что есть категория зрителей, которые не прочь «голову поломать», обсуждать, спорить. Но все это имеет смысл в том случае, если «неважно в каком жанре ставишь, нужно, чтобы были логика и грамотно выстроенные отношения между героями».

Во время нашего разговора цитирует обожаемого им Чехова: «Старые формы, новые формы… Но ведь всем места хватит, зачем толкаться».

Но часто звучащее «не ищите логику там, где ее нет» Василий Николаевич не приемлет: «Если логики нет, то и говорить об этом не стоит». Цитирует великого Баниониса: «Не надо искать в искусстве новое. Надо искать вечное».

Так что «Зрители – разные. Театр тоже должен быть разным. Главное – быть. И – быть хорошим».

Ну а, молодым людям, мечтающим связать свою жизнь с театром, Василий Гречанников советует прислушаться к себе: «Если на сцене – всплеск адреналина, если работа, творчество – удовольствие, наслаждение – да, это ваше. Если превращается в рутину, надо уйти».

Отмечая значимый для каждого человека юбилей, актер Гречанников все так же с волнением и удовольствием выходит на сцену, с удовольствием от ощущения хорошо сыгранной роли уходит за кулисы.

И Чеховское «Человек, который хотел», но все сложилось по другому – не о нем. Василий Гречанников хотел, смог, сделал! А сколько сделает еще!

Василий Николаевич, ждем новых ролей и спектаклей!

Читайте также