Обменять или вернуть смартфон? Легко

В прошлых номерах нашей газеты мы рассмотрели такие поправки в Закон «О защите прав потребителей», как создание института омбудсмена по защите прав потребителей, упрощение трехступенчатого механизма рассмотрения жалоб потребителей, вопросы электронной торговли. Что еще изменится в Законе, рассказывает руководитель облдепартамента по защите прав потребителей Светлана Занегина.

– Во-первых, в пункте 1 статьи 30 Закона будет расширен перечень товаров, не подлежащих возврату (обмену). Он будет дополнен товарами, изготовленными по индивидуальному заказу, исключат из перечня сотовые телефоны и медицинские изделия. Во-вторых, из Закона устранят правовые пробелы, нормы, имеющие различное толкование, которые в целом влияют на правоприменительную практику и результативность правовой защиты потребителей, – рассказала она.

Действующим Законом установлено, что потребитель в течение 14 календарных дней с момента покупки непродовольственного товара надлежащего качества вправе обменять его на другой товар, за исключением лекарственных средств и медицинских изделий, нательного белья, чулочно-носочных изделий, животных и растений, метражных товаров, абонентских устройств сотовой связи.

Теперь же законопроектом предлагается следующий перечень непродовольственных товаров именно надлежащего качества, которые не подлежат обмену (возврату) в течение 14 дней: лекарственные средства (исключены – медицинские изделия), нижнее нательное белье (добавлено слово – нижнее), чулочно-носочные изделия, животные и растения, нарезанные или раскроенные под размер, определенный потребителем при приобретении, метражные (погонные или квадратные метры) товары, ВМЕСТО метражных товаров, а именно: тканей из волокон всех видов, трикотажного и гардинного полотна, меха искусственного, ковровых изделий, нетканых материалов, лент, кружева, тесьмы, проводов, шнуров, кабелей, линолеума, багета, пленки, клеенки. ДОБАВИЛИ в перечень пп.6 товары, изготовленные для потребителя по его индивидуальному заказу, имеющие индивидуально-определенные свойства, – объяснила Светлана Занегина.

– Значит у потребителя появится возможность обменять или вернуть смартфон надлежащего качества?

– Обратите внимание: разработчиками законопроекта предлагается исключение абонентских устройств сотовой связи из перечня невозвратных товаров, т.е. при принятии данных изменений у потребителя будет возможность обмена и возврата сотового телефона, подаренного пожилому человеку, который не сможет его использовать, к примеру, для написания сообщений, в связи с мелким шрифтом или неудобным интерфейсом, – отметила специалист. – Текст нормативного правового акта должен содержать четкий и не подлежащий различному толкованию смысл. Нормы, используемые в других законодательных актах, применительно к взаимоотношениям потребителей и предпринимателей, должны быть синхронизированы с основным Законом.

Руководитель облдепартамента по защите прав потребителей объяснила, что, например, на практике потребители, имеющие намерение вернуть товар надлежащего качества в течение 14 дней, сталкиваются с проблемой по сроку возврата денежных средств продавцом (изготовителем) за данный товар. Аналогичные ситуации возникают и при возврате товара ненадлежащего качества.

– Поэтому предлагается введение норм, определяющих четкие сроки выполнения требований потребителя. Например, продавец будет обязан возвратить потребителю деньги в течение трех рабочих дней с момента возврата товара. В то время, как многие продавцы не сразу отдают деньги за возвращенный товар, ссылаясь на отсутствие в кассе денежных средств. Иногда потребителю приходится долгое время ожидать, когда продавец продаст данный товар и вернет ему деньги. Такие незаконные уловки продавцов, конечно же, ущемляют права потребителей, – подчеркнула Светлана Занегина.

Как показал анализ, проведенный облдепартаментом по защите прав потребителей, основная причина обращения потребителей за защитой их прав — это отсутствие в торговых точках (местах оказания услуг) информации о контактных данных продавца (изготовителя, исполнителя), уполномоченного органа в сфере защиты прав потребителей и субъектов досудебного урегулирования потребительских споров. Ведь эта информация необходима для того, чтобы потребитель имел возможность защитить свои права в случае их нарушения. Однако предприниматели зачастую отказываются давать данные, принимать письменные претензии от потребителей. Эти требования Закона предпринимателями практически не соблюдаются, особенно в торговых домах, где расположено большое количество субъектов малого и микропредпринимательства.

Светлана Занегина напомнила: согласно статье 190 Кодекса РК «Об административных правонарушениях», неисполнение продавцом (изготовителем, исполнителем) обязанностей по размещению данной информации влечет административное взыскание: от предупреждения до штрафа от 10 до 50 МРП, в зависимости от категории субъекта бизнеса. Однако в связи с тем, что мораторий ограничивает осуществление проверок в отношении субъектов малого и микропредпринимательства, предлагается включить в обязанность администрации торгового объекта предоставлять информацию потребителю о продавце (изготовителе, исполнителе). Ожидается, что с учетом второго пакета поправок принятие простого для восприятия граждан и удобного для правоприменительной практики текста Закона, будет способствовать повышению уровня защиты прав потребителей.

Читайте также