Пишите. Звоните. Вас услышат

Мнение гражданского общества должно стать «лакмусовой бумагой» эффективности деятельности государственных органов в реализации антикоррупционной политики.

Этот тезис красной нитью проходит сквозь всю Концепцию антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы.

Сегодня мы беседуем с руководителем филиала РОО «Әділдік жолы» по Акмолинской области Алматом Исмагуловым.

– Алмат Маратович, пожалуйста, расскажите об этом общественном объединении. Каковы его цели?

– РОО «Әділдік Жолы» создано в 2020 году как независимая неправительственная организация, цель которой – продвижение антикоррупционных инициатив, создание системы общественного контроля.

Общественный контроль должен приобрести устойчивые институциональные формы, доступ к информации о работе госорганов – стать абсолютным. Это необходимо для того, чтобы существующие антикоррупционные механизмы стали по-настоящему действенными. Особое внимание объединение уделяет контролю за рациональным использованием бюджетных средств.

– На одном из брифингов в РСК вы говорили о том, что в акции «Әділдікті талап ет!», проводимой совместно с Агентством по противодействию коррупции, особое внимание уделяете проблемам коррупции в автодорожной отрасли. Чем это обусловлено?

– Отправной точкой стали слова Президента РК «Ни для кого не секрет, что дороги в стране плохие, а в дорожно-строительной отрасли процветает коррупция». И количество обращений населения по поводу качества наших дорог.

Анализ свидетельствует о том, что коррупционным рискам подвержены все этапы автодорожных строительных проектов: от проведения конкурсов в системе госзакупок до введения в эксплуатацию.

Строительство дорог, поддержание их должном состоянии имеет самым непосредственным образом влияет не только на экономику, но и социальное самочувствие, настроения людей.

В нашей области протяженность автодорог общего пользования – 7890,5 км, в том числе республиканского значения – 2260,5 км, областного – 2 665 км, районного – 2 965 км. В текущем году только на ремонт автодорог местного значения предусмотрено 60,2 млрд. тенге.

Государство выделяет огромные средства, контроль за их рациональным использованием должен быть строжайшим. Без участия граждан не обойтись.

– Согласна. Но как рядовой житель, не специалист в сфере дорожного строительства может оценить, к примеру состав укладываемого покрытия?

– Это тот случай, когда выражение «Главное – участие» вполне справедливо. Если нарушения явные, то визуально их определить может любой человек. Вспомните транслируемые по новостным каналам видео, когда асфальт укладывают чуть ли не на землю, когда делают это в снежную погоду. Когда только что отремонтированная дорога тут же рассыпается, приходит в негодность. Чтобы это заметить, специальная подготовка не нужна.

– Хорошо. Заметили. Что дальше? Что можно и нужно делать?

– Просто позвонить. Если надо, написать заявление в акимат, антикоррупционную службу. К нам можно обратиться, написав сообщение в WhatsApp по телефону 8705 585 94 32.

Люди активны, они хотят ездить по хорошим дорогам, ходить по хорошим тротурам. Имеют на это право. В ходе одной только акции поступило порядка 40 обращений. По жалобам жителей мы выехали в Макинск Буландынского района. Провели визуальный осмотр, мониторинг качества среднего ремонта автодорог нескольких улиц. На их ремонт МИО заключил договоры с подрядными организациями на 560 миллионов тенге.

В ходе проверки установлено, что при ремонте дорог вместо фракционного щебня (указанного в технической спецификации и проектно-сметной документации) добавляется неустановленный материал, похожий на отсев. При укладке тротуара по одной из улиц вместо щебня добавляют шлак. Толщина асфальта при визуальном осмотре не соответствует требованиям, указанным в документах. Подрядной организацией данные нарушения устранены.

Также на основании жалоб граждан общественным мониторингом охвачен средний ремонт автодороги областного значения «Ерейментау-Еркиншилик-Аршалы» стоимостью 2,9 млрд тенге. Выявили грубые нарушения. По результатам проведенных лабораторных исследований из 29 отобранных проб в 25 установлено несоответствие требованиям нормативных документов в части использования холодного асфальтобетона, а также по зерновому составу щебня.

Также в ходе визуального осмотра на участке дороги установлены дефекты в виде колеи и просадки.

В ходе мониторинга качества среднего ремонта автодорог села Еленовка в Зерендинском районе (общая сумма ремонта – свыше 177 млн тенге) установлены следующие нарушения: одну дорогу делали в осенне-зимний период, из-за чего асфальт на ней был практически полностью разрушен. К тому же итоги проверки филиала Наццентра качества дорожных активов в ноябре прошлого года показали несоответствие отобранных кернов данной дороги требованиям строительных норм и правил.

Некоторые внутрипоселковые дороги отремонтированы лишь наполовину, а другие и вовсе не ремонтировались, хотя согласно актам выполненных работ, размещенным на портале государственных закупок, эти работы выполнены в полном объеме и, соответственно, оплачены.

Мы направили письма в Антикоррупционную службу региона, было возбуждено уголовное дело. Однако заместитель прокурора области вынес постановление о прекращении досудебного расследования. Сейчас наше объединение обжалует данное постановление в судебном порядке.

– Почему на столь вопиющие нарушения обращают внимание жители, общественники? Почему их своевременно не выявляют заказчики?

– Есть несколько вариантов. Аффилированность. Невысокий уровень профессионализма. Дефицит кадров в профильных отделах, управлениях.

После анализа выявленных нарушений мы направляем соответствующие письма в антикоррупционную службу, департамент внутреннего государственного аудита, Агентство по делам государственной службы. Отслеживаем, какие меры приняты по изложенным нами фактам.

– Реагируете ли вы на факты, приведенные в социальных сетях? Ведь часто подлинного автора публикации установить проблематично.

– Нас, собственно, не автор интересует, а то, соответствует ли изложенный им факт действительности. А они чаще всего касаются реализации социальных программ: строительство школ, ФОКов, жилья…

Так, в Ерейментауском районе реализуется проект по строительству физкультурно-оздоровительного комплекса. Запуск был запланирован до 15 сентября. В августе руководитель отдела строительства доложил о готовности объекта к запуску и об открытии 30 августа. Однако при повторном посещении объекта в начале ноября, мы опросили местных жителей, которые заверили нас в том, что данный объект еще не функционирует. Кроме того, при посещении ФОКа, мы увидели на местах рабочих, а также сотрудников районного акимата.

В ходе эксплуатации здания «Болашақ сарайы» г. Кокшетау был выявлен ряд несоответствий выполненным строительно-монтажным работам. Так, управлением ГАСК рассмотрено наше обращение по качеству ремонтно-строительных работ. По результатам проверки управлением в адрес подрядной организации ТОО «BI Global» внесено предписание, а также составлен протокол об административном правонарушении в виде штрафа в размере 995 475 тенге. Дефекты устраняются.

– А что с госзакупками? Там проблем немало.

– Проводим мониторинг направленный, в частности, на выявление фактов ущемления прав потенциальных поставщиков, возврата поставщиками НДС.

ГККП «Районный Дом культуры имени Биржан сал» заключило договор с «JETI-7RU» на сумму 2 559 200.00 тенге, в том числе и НДС 274 200.00 тенге.

Однако на момент заключения договора и по настоящее время JETI-7RU плательщиком НДС не является. Так, в рамках нашего обращения, поставщик вернул сумму НДС, а главный бухгалтер районного дома культуры привлечена к дисциплинарной ответственности.

По обращениям «Әділдік жолы» возбужден ряд уголовных дел.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также