«Открываем мир науки»

Акмолинские школьницы с успехом выступили на Республиканском конкурсе научно-исследовательских проектов «Ғылым әлемін ашу» — «Открываем мир науки», который проходил в Кызылорде. В состязании, посвященном Году детей в Казахстане, участвовали ученики школ, студенты вузов и колледжей со всей страны.

Организаторами  конкурса стал ОФ «Международная Академия Наук Экологии Инженерии и Педагогики» Европейского центра образования и науки г. Варшавы (Республика Польша) по многим направлениям, от казахской литературы и краеведения до робототехники, астрономии и медицины.

Девятиклассницы из села Акмол Целиноградского района Валерия Сивоконь и Валерия Чмутова участвовали в секции «История». Под руководством научного руководителя Натальи Александровны Горицыной девочки работали по теме «Исторические концепты медиации как продолжение суда биев». Акцент сделали на медиации: «Медиация не приемлет парадигму революционных преобразований и не приемлет силовое решение проблем. В этой связи правовые традиции, существовавшие в казахской степи, представляют научно-практический интерес и могут быть активно использованы в дальнейшем развитии современного Казахстана…» В своей работе девочки исследуют историю развития этого правового института со времен древнего мира до наших дней, говорят о значении и роли медиации в развитии нашего государства, выделяют принципы медиации и ее преимущества перед судебным разбирательством.

С написанием этой непростой работы на стыке трех наук — истории, юриспруденции и конфликтологии — девочки справились достойно. Конечно, им пришлось изучить немало материала: труды ученых в области истории, политологии, конфликтологии, медиации, а также законодательные акты и публикации в СМИ.

Профессиональный медиатор Целиноградского района Алия Ибраева в рецензии на работу школьниц отмечает, что институт медиации сегодня имеет большие перспективы, а медиационное разрешение споров может быть применено в самых различных сферах жизни. Доказательством тому — проведенный авторами проекта эксперимент разрешения конфликтных ситуаций в своей школе.

Нельзя не отметить, как грамотно структурирован экспериментальный проект. Он содержит анализ, выводы и рекомендации – это доказывает его высокую практическую ценность и возможность использования на практике для совершенствования школьной медиации как альтернативного института разрешения споров. Работа базируется на исторических и нормативно-правовых источниках, имеет и воспитательную ценность, и профориентационную направленность.

Хочется пожелать юным исследователям новых идей и успехов в получении глубоких знаний!

Гульбаршин Салык,
член Союза журналистов Казахстана.  

Целиноградский район.

Читайте также