Крупнейшее геополитическое событие двадцатого века — распад Советского Союза — положило начало становлению и развитию независимых государств, входивших в состав СССР.
Новая национальная государственность Казахской ССР начала складываться в рамках еще юридически существовавшего Союза ССР. Правовой основой процесса стала принятая 25 октября 1990 года Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР.
С Декларации, вобравшей основные идеи казахстанского общества о демократических, правовых, социально-экономических и культурных преобразованиях в Казахстане, начался подготовительный этап дальнейшего развития государственно-правовой системы Казахстана.
Положения Декларации о государственном суверенитете Казахской ССР были инкорпорированы в текст Конституции страны 20 ноября 1990г. Согласно изменениям, Президент Казахской ССР стал главой высшей исполнительной власти, был учрежден пост Вице-президента Казахской ССР, который избирался Верховным Советом по представлению Президента республики. Совет министров был преобразован в Кабинет министров, образованы должности премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов.
Разработка документа, ставшего предтечей оформления полной государственной независимости Казахстана, протекала в условиях царившего на пространстве советской империи экономического и политического хаоса. Руководство Верховного Совета СССР всячески тормозило принятие Казахстаном Декларации о государственном суверенитете. Разработка этого судьбоносного для народа Казахстана политико-правового документа стала актом гражданского мужества.
16 октября 1990 года, за десять дней до оглашения Декларации, Президент Казахской ССР, Первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Н.А. Назарбаев принял участие в заседании Верховного Совета Казахской ССР двенадцатого созыва. В своем выступлении относительно проекта Декларации «О государственном суверенитете Казахской ССР» он заявил: «… нельзя согласиться с теми, кто хочет убрать из Декларации не только вопрос о национальной государственности в республике, но и слова о казахском народе.
Мы рискуем быть неправильно понятыми казахским народом, который в данном случае будет поставлен в неравное положение с другими нациями СССР. Возьмите любую из аналогичных деклараций союзных республик — везде присутствует положение о национальной государственности. Политически неверно изымать этот тезис из нашего документа только лишь на том основании, что численность казахского населения на территории республики не является преобладающей. Казахский народ, на протяжении всей своей истории доказавший приверженность идеям интернационализма, не заслужил подобного к себе отношения. Как, впрочем, и любой другой народ».
В процессе поименного голосования за документ проголосовал 261 депутат, против — 18, воздержались — 2, один депутат не проголосовал. По результатам голосования Верховный Совет принял в целом Декларацию «О государственном суверенитете Казахской Советской Социалистической Республики».
Принятая Декларация состояла из 17 пунктов. В ней впервые провозглашался статус Казахской ССР как суверенного государства, которое добровольно объединяется с другими суверенными республиками в союз и строит взаимоотношения с ними на договорной основе. Впервые в отечественной истории в качестве цели развития страны объявлялось создание демократического правового государства, тем самым были заложены основы для формирования гражданского общества. Впервые в нормативном законодательном акте социалистического государства отсутствовал классовый подход к определению основы государства и были исключены понятия «рабочие», «крестьяне» и «интеллигенция». Единственным носителем суверенитета и источником государственной власти в Казахской ССР объявлялся народ Казахстана. В свою очередь, народ Казахстана составляли граждане республики всех национальностей.
В Декларации было отражено стремление к созданию достойных и равных условий жизни для всех граждан Республики, заложены принципы экологической безопасности, запрещающие деятельность и функционирование объектов, являющихся источниками экологической опасности.
Декларация закрепила одну из важнейших задач Казахской ССР — охрану, защиту и укрепление национальной государственности, возрождение и развитие самобытной культуры, традиций, языка и укрепление национального достоинства казахской нации и других национальностей, проживающих в Казахстане.
Территория Казахской ССР объявлялась неделимой и неприкосновенной и не могла быть использована без ее согласия.
Впервые в Декларации было закреплено верховенство государственной власти, ее самостоятельность и полнота внутри республики, а также во внешних сношениях, право приостанавливать на своей территории действие актов высших органов Союза ССР, нарушающих суверенные права республики.
Был провозглашен принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Президент Казахской ССР являлся главой Республики и обладал высшей распорядительно-исполнительной властью. Законодательная власть осуществлялась Верховным Советом Казахской ССР, а высшая судебная власть принадлежала Верховному суду Казахской ССР.
В Декларации также впервые были определены ключевые государственно-правовые нормы конституционного значения:
— принцип верховенства Конституции и законов Казахской ССР на территории Казахской ССР (статья 8);
— принцип исключительной собственности Казахской ССР на все национальное богатство, имеющееся на ее территории, и составляющее основу суверенитета республики (статья 9);
— право Казахской ССР выступать самостоятельным субъектом международных отношений и самостоятельно определять внешнюю политику в своих интересах (статья 14).
В Декларации были закреплены все атрибуты государственного суверенитета Казахстана: собственные территория и гражданство, гражданское и национальное равноправие, верховенство, самостоятельность и полнота государственной власти внутри республики, верховенство национальной Конституции и законов, многообразие форм собственности, собственный государственный бюджет и финансово-кредитная система, право на собственные внутренние войска, органы государственной безопасности и внутренних дел, право самостоятельного субъекта международных отношений, а также наличие символов государственного суверенитета — герба, флага и гимна.
Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» стала первым в новейшей отечественной истории актом конституционного значения, который определил Казахстан как самостоятельное, суверенное государство. Она положила начало процессу формирования суверенной казахской государственности и послужила основой для создания национального законодательства.
Многие принципиальные шаги и решения для обретения независимости Казахстаном уже были предприняты и предусмотрены, осталось только придать всему этому юридическое оформление, закрепив при этом независимость страны не в декларативной, а в реальной форме. Эта задача была реализована принятием Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года.
Верховный Совет XII созыва в течение двух дней 15-16 декабря 1991 года рассматривал проект данного Конституционного закона. В заседании Верховного Совета приняли участие Президент, 360 народных депутатов, полный состав Правительства. Тщательно обсуждалась каждая статья законопроекта, национальные интересы казахского народа, особенно вопросы языка, межнациональные и международные отношения, высказывались противоположные мнения, предложения и суждения.
Конструктивной аргументацией выделялись выступления известных юристов, ученых, представителей культуры, искусства, литературы, общественных деятелей. В их числе были депутаты XII созыва: Салык Зиманов, Жабайхан Абдильдин, Ануар Алимжанов, Омирбек Жолдасбеков, Шерхан Муртаза, Абиш Кекилбаев, Зинаида Федотова, Султан Сартаев, Мурат Ауэзов, Нурлан Оразалин, Александр Княгинин и другие.
Так, профессор К.С. Султанов вспоминает: «Исполнилась многовековая мечта наших предков, осознание суверенного государства наполняло нас радостью, волновало, трогало до слез. Мы ликовали. По поручению Президента были отправлены срочные телеграммы во все страны, в ООН и международные организации. Всю ночь работали Аппарат Президента Республики и Управление делами Кабинета Министров, министерства, средства массовой информации, редакторы и редакции также полностью все были на работе. После 23 часов ночи позвонил Нурсултан Абишевич и с нотой радости в голосе сказал, что поступила телеграмма от Президента Турции Тургута Озала с поздравлениями и признанием нашей Государственной Независимости. Я с огромной радостью поздравил Президента Республики и поблагодарил его за звонок. Турция была первой страной, признавшей нашу независимость. На следующий день поступили поздравления с признанием нашей Государственной Независимости из США и других государств».
Новеллами Конституционного закона «О государственной независимости Республики Казахстан» стали такие общепризнанные элементы государственного строительства как формирование гражданского общества и создание правового государства. Впервые на таком конституционно-правовом уровне Республика Казахстан провозглашается как независимое, демократическое и правовое государство, которое обладает всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику (ст.1).
Сопоставление содержания Декларации о государственном суверенитете и Конституционного закона о государственной независимости наглядно показывают, что отдельные нормы первого акта не просто автоматически перенесены в конституционный закон, а получили более четкую конкретизацию, а это значит, что Конституционный закон о государственной независимости стал воплощением всех новаций по формированию суверенного государства, общедемократического направления его развития.
Таким образом, вышеизложенное является доказательством того, что Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР была первым юридическим документом, в котором Казахстан объявил о своей свободе и праве народа на власть на территории страны.
В этой связи символично, что в июле 2022 года на заседании Национального курултая президент предложил вернуть Дню республики статус национального праздника. По мнению Президента, День республики должен стать символом смелого шага страны к государственности. «Разумеется, первоначальное значение Дня независимости будет сохранено. Этот день остается государственным праздником. Однако его следует отмечать как день памяти наших национальных героев, внесших значительный вклад в обретение независимости», — пояснял он.
Марат ЖОЛУМБАЕВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции
Кокшетауского университета А. Мырзахметова.