Когда и почему лист ожидания нужен

– Люди устали от пустых обещаний и деклараций. Настало время решительных действий, – слова заместителя председателя Агентства РК по противодействию коррупции Дмитрия Малахова стали лейтмотивом встреч, прошедших в ходе его рабочей поездки в Кокшетау.

Аким области Ермек Маржикпаев обозначил широкий диапазон деятельности по одному из базовых направлений работы – минимизации коррупции: от активного противодействия этому социальному злу – к коренному изменению общественного сознания.

Над чем работает и что предлагает антикоррупционная служба

– Повторное совершение преступлений в одной и той же сфере – брак в нашей работе. Работаем над созданием условий, при которых новый руководитель не смог бы повторить противоправные действия предшествующего, – говорил о принципе работы антикоррупционной службы руководитель областного департамента по противодействию коррупции Арман Рахимов.

В своем выступлении он, в частности, остановился на «кейсах, которые надо решать в масштабах страны». В их числе: необходимость скорейшей и надежной интеграции различных цифровых систем. Без этого, к примеру, возникла угроза необоснованного изъятия земель у добросовестных производителей.

Арман Тастемирович подчеркивал необходимость совместной работы антикоррупционной службы и различных ведомств. Так, совместно с органами прокуратуры решаются вопросы не правового лишения земельных паев.

Проводить проверки, не дожидаясь окончания работы и наступления правовых последствий, – таков еще один принцип работы антикоррупционной службы. Особенно в сфере строительства. Так, по словам Армана Рахимова, выяснилось, что основные проблемы качества возводимых объектов возникают из-за использования бывших в употреблении стройматериалов. Не допустить этого должны заказчики, экспертные организации.

– В волнующем всех вопросе строительства хранилищ ТБО наша роль не совсем очевидна, – говорил руководитель антикоррупционной службы области. – Но есть проблемы, связанные с выделением земельных участков, отсутствием должного финансирования. Под контролем находится и вопрос незаконного взимания госпошлины с уязвимых слоев населения.

Заместитель акима области Малгаждар Таткеев обратил внимание руководителей районов на необходимость усиления юридических служб: «Для эффективной работы может не хватить квалифицированных кадров. В юридических службах акиматов – большое количество вакантных должностей. Есть районы, где эти службы вовсе упразднены».

 На карте коррупционных рисков…

Дмитрий Малахов ознакомил участников совещания с разработанной специалистами агентства картой коррупционных рисков.

В нее вошел перечень вопросов, которые не находят решения из-за непрозрачности процессов, наличия административных барьеров, нерасторопности или произвола чиновников на местах, несовершенства законодательства. Из-за этого возможны возникновение коррупционных схем, незаконные пути решения вопросов. «Именно эта карта является основой работы нашего ведомства в регионе», – подчеркивал Дмитрий Малахов.

В нашей области в нее внесены: риски, возникающие при распределении субсидий и кредитов в сфере сельского хозяйства. Как и вопросы распределения земельных участков под ИЖС и коммерческие объекты. Многие обращения граждан (карта главным образом составлялась именно на их основе) касаются качества строительства инженерных сооружений, дорог, инфраструктуры.

Четвертое место на областной карте коррупционных рисков занимают вопросы экологии: акмолинцы хотят знать истинное положение дел, выражают недовольство непрозрачностью сведений о масштабах загрязнений.

– Полномочия местных органов власти широки, но необходимо взаимодействие с институтами гражданского общества, – отмечал Ермек Маржикпаев. – Нужно в полной мере использовать потенциал общественных советов.

Подтверждением тому, что, доверяя общественности, можно решить многие вопросы, избежать конфликтов, стал, в частности, процесс распределения квартир в новых домах, построенных для жителей областного центра, долгие годы добивавшихся расселения из печально знаменитого аварийного дома по улице Вернадского. Скоро они отметят новоселья, но в каких квартирах будут жить, на каких этажах, решали сами жильцы. Жребий не тянули и конфликтов при этом не было.

Дмитрий Малахов привел следующие данные: в настоящее время республиканской антикоррупционной службой расследуются 47 уголовных дел в отношении работников акиматов, среди которых 16 — первые руководители и их заместители. При этом он подчеркнул: «Нам не доставляет удовольствия озвучивать эти факты. Количество уголовных дел – отнюдь не главный показатель нашей работы. Куда важнее – объекты, строящиеся за счет бюджета, питьевая вода, качественные дороги…».

 Для чего анализ нужен

Заместитель председателя Агентства РК по противодействию коррупции акцентировал внимание на важности проведения каждым государственным органом внутреннего анализа коррупционных рисков.

Он, конечно, проводится по графику, отчеты отправляются своевременно. Но, по словам Дмитрия Малахова, изучение аналитических записок показало, что их составители «не понимают сути внутреннего анализа. Как правило, в них – справочная и статистическая информация без изучения рабочих процессов, банальная информация о проделанной работе.

Нет анализа причин и условий возникновения коррупционных рисков. Вне обзора остаются подверженные коррупционные рискам сферы: освоение бюджетных средств, госзакупки, вопросы лицензирования и разрешений. Ряд справок содержит формальные рекомендации.

В качестве альтернативного примера Дмитрий Малахов проинформировал об одном из результатов внешнего анализа коррупционных рисков (сотрудники антикоррупицонной службы всегда проводят его совместно с объектом мониторинга): при анализе работы управлений здравоохранения выявлен высокий риск оплаты медицинским организациям неоказанных услуг, искусственное завышение их количества.

Шла речь и об усилении ответственности руководителей за коррупционные действия подчиненных. Есть примеры того, что их «своевременно» назначают на другие должности. – Пришла пора решительных мер, – резюмировал Дмитрий Малахов.

Час бизнеса в формате «свободный микрофон»

Остроту проблем, внесенных в областную карту коррупционных рисков, подтвердили и предприниматели на прошедшей в областном акимате диалоговой площадке.

В приоритете как раз были вопросы субсидий для сельхозпроизводителей, функционирования информационных систем. «В каждой компании мы держим по отдельному человеку, чтобы в день, когда приходят деньги в базу, успел кнопку нажать. Малейшая ошибка – точка, запятая будут поставлены не там – система тебя просто выбрасывает. Деньги появляются – система зависает, не выдерживает одномоментной нагрузки».

«Право на получение субсидий действует всего год. Часто выдать их нам не успевают. И все начинается сначала. Нарушаются все правила здоровой конкуренции. Нужен «лист ожидания», чтобы мы знали, что положенное нам государственное финансирование мы получим в любом случае».

«Субсидию надо сделать единой. Возможно, размер определять в зависимости от конечного результата, суммы уплаченных налогов. Все будет прозрачно».

Встал, конечно, вопрос и о необходимости совершенствования системы госзакупок.

– Выигрывает тендер непонятная фирма, приезжает руководитель «с одной папкой», техники, кадров нет. Ищет у нас. Сроки срывают, ставим объект на корректировку, – Ермек Боранбаевич, к сожалению, мог привести множество таких примеров.

Один из участников встречи рассказал о том, как в течение года в городском отделе архитектуры пытался получить документы, необходимые для расширения торгового павильона. В каждом из семи отказов указывалась разная причина. Застать сотрудников на месте, дозвониться – сложно. Вопрос решен положительно только после обращения в антикоррупционную службу.

Прошедшая встреча стала весомым подтверждением тому, что у казахстанского бизнеса иммунитет к коррупции действительно формируется. И не только у бизнеса.

Читайте также