Свести риски к минимуму

Одним из главных принципов построения Нового Казахстана остается непримиримая борьба с мздоимством. О предотвращении коррупционных рисков в ведомстве рассказала руководитель Департамента санитарно-эпидемиологического контроля Айнагуль Мусина.

– Айнагуль Советовна, антикоррупционная работа стала неотъемлемой частью деятельности ДСЭК. Что служит ее основой?

– В течение года мы совместно с территориальными подразделениями реализуем план противодействия коррупции. Так, на 2022 год запланировано порядка 30 мероприятий, одним из ключевых стало заключение меморандума о сотрудничестве с Акмолинским филиалом общественного объединения «Әділдік жолы» в г. Кокшетау.

Также в департаменте проходят обучающие семинары по соблюдению норм законодательства. Еженедельно вместе с территориальными подразделениями делаем обзор и разъяснения по всем изменениям нормативно-правовых актов в формате правового всеобуча. Совместно с сотрудниками управления превенции региональной актикоррупционной службы провели семинар по изучению законодательства РК по вопросам противодействия коррупции.

Такая работа дает положительный результат: фактов нарушения законодательства по вопросам противодействия коррупции в Департаменте и его территориальных подразделениях не установлено.

– Сейчас в большинстве ведомств работа с населением перешла в онлайн-формат. Насколько сократились коррупционные риски при внедрении цифровизации?

– Обращение в режиме «онлайн» дает мобильность в рассмотрении вопросов, сокращает расстояние между населением и ведомством, позволяет избегать излишней бюрократизации. В соответствии с приказом Министра здравоохранения РК, в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения оказывается 4 вида государственных услуг в электронном формате через веб-портал «электронного правительства». За истекший период мы рассмотрели 468 заявлений, из них по 312 выданы разрешительные документы и по 156 заявлениям направлены мотивированные отказы.

Основной причиной отказов является несоответствие объекта либо предоставленных данных и сведений, необходимых для оказания государственной услуги, требованиям, установленным нормативными правовыми актами в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Нарушения сроков допущено не было.

– Одним из коррупционных рисков принято считать проверки. Какая работа проводится в этом направлении?

– Согласно утвержденному графику проверками охвачено 319 субъектов, из них 32 относятся к крупному предпринимательству, 45 – среднему, остальные – госучреждения. Всего с начала года проведено 1 202 проверки объектов, подлежащих санэпидконтролю, из них 813 плановых. По итогам составлено 1 868 административных материалов, общая сумма наложенных штрафов составила 71,5 млн тенге.

Факты незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, ущемления прав предпринимателей, в том числе в ходе проведения проверок по особому порядку, а также лоббирования интересов коммерческих структур государственными служащими не выявлено.

Были ли выявлены нарушения служебной этики за этот период?

– В этом направлении у нас ведется непрерывная работа. Контроль за соблюдением норм Этического Кодекса осуществляет уполномоченный по этике, который ежемесячно проводит семинары для сотрудников. Ежеквартально проходит анонимное электронное анкетирование, чтобы своевременно выявить нарушения этики и связанные с ним коррупционные риски. В рамках рабочих совещаний все госслужащие проинформированы о соблюдении этики, в том числе на страницах личных аккаунтов Facebook и Instagram.

Мы очень ответственно относимся к набору новых сотрудников ведомства. Как вы знаете, вакантные должности административных государственных служащих корпуса «Б» не могут занимать лица, уличенные в коррупционных правонарушениях, это правило соблюдается неукоснительно. К слову, 100% сотрудников ведомства и его территориальных подразделений сдали декларации о доходах и имуществе за 2021 год.

– Большую роль в антикоррупционной деятельности играют профилактические мероприятия и информированность граждан…

– Это часть нашей работы. Ведомство не только ведет внутренний контроль за качеством оказания государственных услуг, но и проводит разъяснительные мероприятия. С начала года провели 144 мероприятия, в том числе 8 публикаций в СМИ, 2 круглых стола, 41 публикация на страницах социальных сетей и другие формы работы. Охват населения составил 32 191 человек.

Следует отметить, что в департаменте и его территориальных подразделениях функционируют «телефоны доверия», номера которых размещены в открытом доступе на сайте ведомства и в социальных сетях Facebook и Instagram.

Любой интересующий вопрос акмолинцы могут задать на приемах граждан, график размещен на сайте департамента. Территориальными подразделениями еженедельно проводятся «Дни открытых дверей». Также обеспечен свободный доступ для ознакомления граждан с результатами проведенных встреч в СМИ и в социальных сетях. Мы стремимся сделать свою работу максимально прозрачной и доступной для населения.

За 7 месяцев т.г. в ведомство поступило 235 обращений физических и юридических лиц. Чаще всего их волнуют вопросы несоблюдения санитарных норм субъектами среднего и малого бизнеса, незаконное строительство, вопросы благоустройства, деятельность объектов общественного питания, качество пищевой продукции, состояние водоснабжения, качество питьевой воды, стихийные свалки, вопросы административно-правового характера, и др. До сих пор есть вопросы о вакцинации против коронавирусной инфекции.

На площадке Региональной службы коммуникаций еженедельно проводятся брифинги, с начала года специалисты ДСЭК приняли участие в 30 из них. Вопросы поднимались самые разные: от пандемии коронавируса до профилактики коррупционных рисков. В наших интересах – своевременное полное предоставление актуальной информации в СМИ, соцсетях и на официальном сайте департамента. Может быть, благодаря именно масштабной и систематичной работе нам удается свести эти риски к минимуму.

Беседовала Камила ИБРАГИМОВА.

Читайте также