Профилактика ОКИ

По данным ВОЗ ежедневно в мире регистрируется 275 миллионов диарейных заболеваний у детей и взрослых. Болеют люди практически во всех странах мира независимо от социального положения, национальности, расы, пола и возраста. Чаще болеют дети 2-6 лет. Заболевания регистрируются повсеместно в течение всего года, но чаще в весенне-летний период.

Кишечные инфекции – одни из самых распространенных заболеваний в мире. Острые кишечные инфекции (ОКИ) – группа острых инфекционных заболеваний человека, вызываемых различными инфекционными агентами (преимущественно бактериями), с алиментарным механизмом заражения, проявляющиеся лихорадкой и кишечным синдромом с возможным развитием обезвоживания и тяжелым течением в детской возрастной группе и у пожилых людей.

Возбудителями кишечных инфекций могут быть: бактерии( холера, дизентерия, брюшной тиф), токсины (ботулизм), а так же вирусы( энтеровирус, ротавирус) и т.д.Больные и носители инфекции выделяют микробы во внешнюю среду с рвотными массами, мочой, испражнениями. Они устойчивы во внешней среде, живут, не боятся холода, однако, предпочитают тепло и влагу. Могут долго сохраняться на руках, посуде, игрушках, предметах обихода, в почве, воде. Многие из них могут размножаться в продуктах питания при комнатной температуре и даже низкой температуре. При кипячении и обработке дезинфицирующими средствами микробы погибают.

Симптомы, с которыми нужно обратиться к врачу незамедлительно:

  1. ранний детский возраст (до 3х лет) и дошкольный возраст ребенка;
  2. лица преклонного возраста (старше 65 лет);
  3. частый жидкий стул более 5 раз в сутки у взрослого;
  4. многократная рвота;
  5. высокая лихорадка с диареей и рвотой;
  6. кровь в стуле;
  7. схваткообразные боли в животе любой локализации;
  8. выраженная слабость и жажда;
  9. наличие хронических сопутствующих болезней.

Профилактика острой кишечной инфекции сводится к следующим мероприятиям:

  1. соблюдение правил личной гигиены;
  2. употребление кипяченой, бутилированной воды;
  3. мытье овощей, фруктов перед употреблением проточной водой, а для маленьких детей – кипяченой;
  4. тщательная термическая обработка необходимой пищи перед употреблением;
  5. краткосрочное хранение скоропортящихся продуктов в холодильнике;
  6. не скапливать мусор;
  7. следить за поддержанием чистоты в жилище и санитарное содержание туалетной комнаты и ванной.
  8. не покупать консервацию с рук, не употреблять в пищу соленья собственного производства, вызывающие подозрения (вздулась крышка на банке, рассол странно пахнет и проч.)

Защити себя от гепатита

Гепатит D (дельта-агент) — это заболевание печени, вызываемое вирусом гепатита дельта. Открытие этого вируса состоялось в середине 70-х годов прошлого века и было связано с выявлением нового антигена в ядрах гепатоцитов у больных тяжелыми формами гепатита В. По данным Всемирной организации здравоохранения, гепатитом D в мире болеют от 15 до 20 млн человек – в основном, взрослое население.

Гепатит D — это вирусное заболевание печени, протекающее как в острой, так и хронической формах, для развития которого необходимо присутствие вируса гепатита B. Без наличия в организме пациента гепатита В заражение гепатитом D невозможно.

Основные пути передачи вируса гепатита D:

  • хирургические вмешательства, переливание крови;
  • контакт с кровью или с предметами, загрязненными кровью больного (с бритвой, зубной щеткой, маникюрными принадлежностями, медицинским инструментарием);
  • во время немедицинских манипуляций — употребления инъекционных наркотиков, выполнения пирсинга, татуировки;
  • незащищенные сексуальные контакты;
  • во время родов — вертикальная передача вируса (от матери к ребенку).

Больные гемофилией и с другими состояниями, нуждающиеся в регулярных трансфузиях, составляли основную группу инфицированных в 80-е годы прошлого века. Однако со временем их доля в общем числе зараженных постепенно уменьшается, что связывают с введением массовой вакцинации населения против гепатита В и рутинного скрининга продуктов крови на HBsAg.

Вакцинация против гепатита B способствует профилактике коинфекции гепатитом D, в связи с чем расширение охвата детей прививками против гепатита B привело к снижению заболеваемости гепатитом D в мире. Однако вакцины, которая бы предотвращала суперинфекцию гепатита D у людей, хронически инфицированных вирусом гепатита В, пока не существует. В результате профилактика суперинфекции гепатита D сводится к ограничению контакта с кровью и жидкостями организма, которые могут содержать вирус гепатита D.

Принципы сбалансированного питания

Современный школьник, по мнению диетологов, должен есть не менее четырех раз в день, причем на завтрак, обед и ужин непременно должно быть горячее блюдо.

Для растущего организма обязательны молоко, творог, сыр, кисломолочные продукты — источники кальция и белка. Дефицит кальция и фосфора также помогут восполнить рыбные блюда. В качестве гарнира лучше использовать не картошку или макароны, а тушеные или вареные овощи (капусту, свеклу, лук, морковь, бобовые, чеснок и капусту).

За день школьники должны выпивать не менее одного-полутора литров жидкости, но не газированной воды, а фруктовых или овощных соков. Родители возлагают большие надежды на правильный завтрак — ведь они лично контролируют этот процесс и могут быть абсолютно уверены, что хотя бы раз в день ребенок поел как следует.

Однако не все знают, какой завтрак наиболее ценен для школьника. Помимо сладкого чая, варенья и кондитерских изделий, в утренний завтрак школьников должны обязательно входить хлебобулочные изделия, каши (овсянка зарекомендовала себя лучше всех), макароны, свежие овощи, из фруктов предпочтительны яблоки, богатые клетчаткой и пектином. Это сложные формы углеводов, запас которых необходим ребенку.

Остальные углеводы лучше распределить на промежуточные приемы в течение школьного дня: фруктовые напитки, чай, кофе, булочки, печенье, конфеты обеспечат постоянное поступление свежих порций глюкозы в кровь и будут стимулировать умственную активность школьников. Второй по значимости компонент пищи, нужный для удовлетворения энергетических потребностей школьников,— это жиры.

На их долю приходится от 20 до 30% от общих суточных затрат энергии. В пищевом рационе школьника должна присутствовать в необходимых количествах клетчатка — смесь трудноперевариваемых веществ, которые находятся в стеблях, листьях и плодах растений. Она необходима для нормального пищеварения.

Принципы сбалансированного питания:

  • если ограничить углеводы, в «топку» пойдут белки и жиры, при их распаде образуются вредные вещества, происходит отравление организма;
  • в пище мало белка — страдает иммунитет (бесконечные простуды!), кожа становится сухой и дряблой, волосы тусклыми, а ногти ломкими; худеем за счет потери белка мышц;
  • совсем без жиров нельзя — они необходимы для работы печени, всасывания многих витаминов, сжигания запасов жира; но жира должно быть в пище не более 25% от суточной калорийности; в жирном мясе, молоке, жареных продуктах и сдобном тесте содержатся вредные жиры, в морепродуктах и растительных маслах — полезные;
  • процесс приготовления пищи должен проходить так, чтобы сохранить в продуктах максимум питательных веществ, поэтому лучше готовить пищу на пару, варить или тушить; от жареной пищи лучше отказаться.

 Туберкулез 

– инфекционное социально зависимое заболевание, которое вызывается микобактериями туберкулеза (МБТ) и характеризуется образованием специфических гранулём в пораженных тканях и полиморфизмом клинических признаков.

Факторы риска развития туберкулёза

Социальные Медико-биологические
Низкой материальный уровень жизни

Продолжительное пребывание в очагах туберкулеза

Неблагоприятная экологическая обстановка Миграция населения, отсутствие жилья

Стрессы

Пребывание в заключении

Злоупотребление алкоголем, наркотическими средствами

Сахарный диабет

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

Пневмокониозы

Продолжительная гормональная и цитостатическая терапия

Психические заболевания

Остаточные изменения в легких и лимфатических узлах после перенесенного туберкулеза

Впервые инфицированные

Гиперергическая проба Манту

Роды и послеродовой период.

ВИЧ-инфекция

Виды профилактики туберкулеза

Работа по профилактике туберкулеза – один из важнейших разделов комплексной программы борьбы с недугом. Поскольку туберкулез является проблемой социальной и медицинской, то для его профилактики нужен комплекс мероприятий социальной и медицинской направленности.

Социальные мероприятия должны устранять условия и факторы социального риска, которые создают предпосылки распространенности туберкулеза и возникновение болезни.

Медицинские профилактические мероприятия имеют цель уменьшить риск инфицирования здоровых лиц, ограничить распространение туберкулезной инфекции, а также предотвратить заболевание туберкулезом. Такой подходразрешает выделить социальную профилактику, инфекционный контроль, санитарную, первичную (вакцинация) и вторичную (химиопрофилактика) профилактику.

Социальная профилактика

В основу социальной профилактики положены принципы профилактической направленности, государственного характера, бесплатной медпомощи. Она осуществляется за счет мероприятий социально-экономического характера государственного масштаба.

Социальная профилактика направлена на:

  • оздоровление окружающей среды;
  • повышение материального благосостояния населения;
  • укрепление здоровья населения;
  • улучшение питания и жизненно-бытовых условий;
  • развитие физкультуры и спорта;
  • меры по борьбе с алкоголизмом, наркоманией, курением, другими вредными привычками.

Особенно важное значение имеет улучшение условий быта больных с бактериовиделением путем предоставления им отдельных квартир или расширения площади помещения.

Детский травматизм

Под детским травматизмом следует понимать совокупность внезапно возникших повреждений среди детейразного возраста. Впоследние десятилетия от травм и других несчастных случаев погибает во много раз больше детей, чем от инфекционных заболеваний. Травмы являются одной из основных причин детской инвалидности. Поэтому детский травматизм и его предупреждение являются важной социальной проблемой. Причины и структура детского травматизма изменяются в зависимости от возраста, психического и физического развития ребенка. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т.п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности.

В зависимости от возрастной группы травматизм разделяется на:

  • грудной (с момента рождения до 1года);
  • преддошкольный (от 1года до 3лет);
  • дошкольный (от 3лет до 7лет);
  • школьный (от 7лет до 16лет).

На первом году жизни у ребенка быстро развивается нервная система, формируются нервные рефлексы, и потому влияние окружающей среды отражается на работе коры головного мозга. В это время ребенок старается познать окружающий мир и с большим любопытством знакомится со всем новым, что окружает его.

У детей от 1 до 3лет быстро развивается опорно-двигательный аппарат, малыши учатся ходить, бегать, прыгать, пытаются усовершенствовать ловкость всех видов движений. Вэтом возрасте чаще всего возникают травмы, связанные с падением ребенка и нарушением функции костно-мышечной системы.

У детей от 3 до 12лет появляются новые интересы, формируется свое «я». Любознательность с отсутствием необходимого жизненного опыта и навыков, неумение реально оценить опасность, стремление быстро все сделать нередко приводят к несчастным случаям.

Общие меры профилактики:

*обучение и выработка соответствующих навыков;

*пропаганда использования средств безопасности;

*коррекция условий окружающей среды;

*повышение безопасности предметов потребления;

*законодательные и административные меры, а также контроль за их исполнением;

*экспериментальные программы на уровне местных сообществ.

Одним из путей предупреждения травм является систематическое формирование у детей полезных навыков, правильного поведения, а также разумное управление их действиями с учетом естественного стремления к познанию окружающего мира.

Существующая система гигиенического воспитания учащихся предусматривает освоение темы профилактики травм в процессе программного обучения, внеклассной работы с использованием всех форм санитарного просвещения: устного и печатного слова, наглядных пособий, радио, кино, телевидения.

Важной предпосылкой профилактики повреждений является изучение причин травм.

При профилактике уличного и дорожно-транспортного детского травматизма необходимо:

1.Воспитывать в детях осторожность и сознание опасности игр на улицах, крышах, заборах и т.д. Преподавать им в школе совместно с органами ГИБДД правил уличного движения и поведения на улице. При групповых экскурсиях по городу на практике обучать детей этим правилам.

2.Организовать широкую сеть детских площадок, парков, катков, комнат для отдыха.

3.При перевозке детей использовать специальные кресла.

4.Места переходов улиц оформить яркими указателями.

5.Оградить крыши, заборы, пожарные лестницы.

6.Приведение в должное техническое состояние домовладений и подсобных построек.

7.Уборка улиц, особенно в период гололеда и листопада.

Медицинские работники школ являются консультантами и помощниками учителей в процессе программного обучения профилактики травматизма. В вопросах профилактики травматизма родителям нужно оказывать всестороннюю помощь. Поэтому необходимо всемерно повышать педагогическую компетентность и ответственность родителей за воспитание детей. Осуществление и претворение в жизнь многообразных форм профилактики травм среди учащихся в значительной мере зависит от взаимодействия семьи и школы.

Материалы подготовила Улпан Аманбаева,
руководитель Центра формирования ЗОЖ по Акмолинской области ТОО «Astana Clinic».

Читайте также