Поправки на благо потребителя

Каждый человек в течение своей жизни выступает в роли потребителя товаров, работ и услуг, в роли участника правоотношений, складывающихся в экономике страны. Потребитель нуждается в особом внимании государства в силу того, что он, в отличие от предпринимателя, не является профессиональным участником рынка и без социальной, административной и правовой поддержки не может в полной мере обеспечить защиту своих прав и законных интересов.

С этой целью в 2020 году был разработан и утвержден 1-й пакет поправок в Закон о защите прав потребителей РК. Однако практическое применение нововведений выявило проблемы. Во-первых, это несовершенство созданного трехступенчатого алгоритма рассмотрения жалоб потребителей. По мнению судебной системы, потребители, прежде чем обратиться в суд, обязаны пройти первые два этапа: предприниматель и государственный орган. В связи с этим, участились возвраты судебных исков потребителям, которые не прошли эти два этапа досудебного урегулирования потребительского спора. Или, например, неполный охват видов нарушений прав потребителей, предусмотренных в Кодексе РК «Об административных правонарушениях», чем пользуются недобросовестные предприниматели. Кроме того, недостаточно эффективен общественный контроль. Имеются пробелы в правовом поле электронной торговли.

В итоге потребители все чаще остаются незащищенными, сталкиваются с обманом и мошенничеством при приобретении товаров через интернет-магазины, что требует законодательного урегулирования. Необходимо ввести распространение базовых принципов закона на сферы финансовых, страховых, банковских, жилищно-коммунальных, медицинских, туристских, транспортных услуг, и других услуг. Защита прав потребителей по данным видам услуг, в рамках действующего Закона, устанавливается отраслевыми законами.

С учетом сложившейся ситуации, в настоящее время Комитетом по защите прав потребителей проводится работа над вторым пакетом поправок в законодательные акты по вопросам защиты прав потребителей.

Кроме вышеперечисленных поправок, планируется введение института омбудсмена по защите прав потребителей, распространение базовых принципов Закона на сферы коммунальных, финансовых, медицинских, туристских и иных услуг. Требуется пересмотр трехступенчатого механизма, установление четкого правового регулирования продажи товара при электронной торговле. Немаловажно обеспечить участие общественных объединений в разработке и согласовании проектов нормативных правовых актов, чтобы устранить правовые пробелы, негативно влияющие на правоприменительную практику.

Например, создание института омбудсмена может поднять проблему защиты прав потребителей до уровня Главы государства, предполагается, что омбудсмен будет служить голосом народа, который напрямую доведет существующие проблемы сфер и отраслей, где нарушаются права потребителей, до первых лиц государственной власти.

Институт омбудсмена уже стал неотъемлемой частью современной модели эффективного управления в различных сферах жизни общества. История института омбудсмена в Казахстане берет начало с сентября 2002 года, когда указом президента РК был создан Национальный центр по правам человека и учреждена должность Уполномоченного по правам человека. Или, например, в решении вопросов прав бизнес-сообщества активно участвует Бизнес-омбудсмен, вопросами прав банковского конгломерата и страховых организаций, занимаются соответствующие этим деятельностям омбудсмены.

В тоже время, лицо, уполномоченное представлять потребительские интересы всего населения Казахстана, способное реализовать задачи по обеспечению социально-экономической стабильности, в силу своих личностных качеств, профессионального опыта, компетентного по правовым вопросам во всех отраслях потребительского рынка страны, не определено.

Именно этим и будет заниматься институт Омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, а также выявлять и изучать системные проблемы сферы защиты прав потребителей, вносить предложения по совершенствованию законодательства, затрагивающего интересы потребителей, осуществлять просвещение и повышение правовой грамотности граждан по вопросам защиты их прав, досудебное урегулирование потребительских споров, в противном случае — представлять интересы потребителей в суде.  Предлагаемые поправки дадут положительный эффект по обеспечению удовлетворенности потребителя, созданию баланса взаимоотношений «предприниматель-потребитель». Изменения реально коснутся каждого потребителя. И, конечно, лучше быть готовыми к ним заранее. В этой статье мы попытались рассказать о создании института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей.

Считаем, что законодательное закрепление перечисленных нововведений выведет систему защиты прав потребителей на принципиально качественный уровень, а урегулирование имеющихся проблем повлечет положительные изменения в процессе защиты потребителей.

Читайте также