О творчестве, демократии и земле предков

Мой собеседник — Шакир Ибраевич Ибраев, доктор филологических наук, профессор, с 2007 по 2010 годы возглавлявший Кокшетауский государственный университет имени Шокана Уалиханова. Ожидая именитого   академика в холле роскошного столичного Абу Даби Плаза, представляла себе согбенного под тяжестью лет профессора. Но навстречу летящей походкой шел моложавый подтянутый элегантный мужчина с приветливой располагающей улыбкой и проницательным взглядом.

— Шакир Ибраевич, вашу биографию советского и казахстанского ученого-фольклориста, доктора филологических наук, профессора, академика Академии социальных наук РК легко найти в интернете, а можно подробнее о Ваших корнях?

— Родился я 31 января 1950 года в ауле Бестам Шиелийского района Кызылординской области, но на самом деле мои истоки – благословенный Кокшетау. Горжусь своими корнями, великим  предком – Абылайханом. В первой четверти 20-го века наш национальный герой Кенесары Касымулы, предводитель национально-освободительного антиколониального движения, начавшегося в Среднем жузе и охватившего весь Казахстан, подхватил знамя восстания своего брата Саржана. Казахские отряды повстанцев воевали с царской армией, яростно сопротивляясь, и мои далекие предки, торе, чингизиды, были вынуждены покинуть пределы родного края и отправиться на юг. Прямым предком является брат Кенесары Бопы. После гибели руководителя восстания отняты родовые земли, отобраны пастбища, и смысла возвращаться туда, где их не ждали, не было, — так род торе осел в кызылординских степях.

— Почему именно тюркология стала Вашим научным призванием?

— Тюркология – замечательная, интереснейшая международная наука, которой занимаются ученые США, Европы, да и практически всего мира. Сегодня остра потребность возрождения этой важнейшей отрасли гуманитарной науки, Замечу, что современная парадигма тюркологии значительно отстает по сравнению с советским периодом, когда при Академии наук СССР функционировал Комитет тюркологов, активно проходили слеты тюркологов, интенсивно шел взаимообмен идеями, модернизировались  методологические направления, обогащалась источниковедческая база. Казахи – народ, имеющий тюркские корни, в нашем генотипе множество этнотюркских геоэлементов, нуждающихся в исследованиях

В 1973 году, окончив  филологический факультет КазГУ, однозначно решил идти в  науку. Мне очень везло в жизни, ведь выпускника филфака КазГУ направили на двухгодичную стажировку в Институт мировой литературы имени Горького в Москву, то было интереснейшее время открытий чудных. Затем  поступил в аспирантуру Института востоковедения, и хотя меня всегда больше привлекал фольклор, но место оказалось по специальности «тюркология».  Таким образом, моя страсть  к устному народному творчеству переросла в любовь к тюркологии. В 1982-1989 годах преподавал в КазГУ,  возглавлял Научный центр рукописей при Институте литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова, впоследствии стал директором этого научно-исследовательского института.

Проблемы фольклора и тюркологии исследовал в своих трудах «Книга Коркута», «Казахский эпос», «Мир эпоса», «Поэтика огузского героического эпоса», «Феномен Абая», «Казахский обрядовый фольклор».

— Шакир Ибраевич, Вы — лауреат премии имени Валиханова, член Международного комитета по фольклору, председатель Диссертационного Совета по защите докторской диссертации в Институте литературы и искусства, член Представительского Совета при Международном казахско-турецком университете им. А. Яссауи, востребованный именитый ученый. А как восприняли назначение в 2007 году Вас ректором университета в Кокшетау?

—  Благословенный казахский край Кокшетау – земля моих далеких предков, есть понятие «зов отчей земли», именно такое чувство я испытывал, переступая порог университета, названного именем чингизида Шокана Уалиханова. Взялся за руководство с энтузиазмом и позитивным настроем успеть сделать полезное для моих земляков. К сожалению, многое не успел воплотить, и все же рад тому, что удалось даже за краткий срок.

Первым делом пригласил в университет ученых, докторов, кандидатов наук, специалистов по языкознанию. Меня удивило отсутствие в вузе Диссертационного Совета, значит, его следовало создать, для этого требовались определенные усилия и, прежде всего, воля руководителя. Понятно, в первую очередь нужны квалифицированные кадры, способные обучать методике преподавания. Видел, людям приходится туго, надо поднять заработные платы, преподаватели, работающие годами, десятилетиями не видели министерских почестей: медалей, почетных грамот, благодарственных писем. Пришлось организовать ходатайства для награждения достойных. Студенческой молодежи, страдающей хроническими заболеваниями, некуда было обратиться за медицинской помощью, — так по моему поручению создан медицинский оздоровительный центр для студентов, где их бесплатно лечили, имелась возможность поправить здоровье. Мною была подана заявка на строительство нового студенческого общежития. Помню, поначалу застал нелицеприятную взору картину: на первом этаже толпилась очередь в столовую, откуда по всему первому этажу раздавались ароматы приготовленной пищи. Немедленно дал поручение пристроить к главному корпусу пищеблок с отдельным входом.  Покоробил меня удручающий вид памятника Уалиханову на площади перед главным входом высотного корпуса университета, немедленно дал задание разработать проект бюста великого казахского ученого, именем которого назван университет. Для этой цели связался со знаменитым в Казахстане архитектором и скульптором Шота Идрисовичем Валихановым, безоговорочно одобрившим мою идею. С тогдашним акимом Акмолинской области Альбертом Рау заключили договор по подготовке издания нашими коллегами, учеными вуза, энциклопедии Акмолинской области.

— Каковы ваши впечатления о «кокшетауском» периоде  Вашей карьеры?

— Когда приехал в Кокшетау, меня поразили люди. Да, люди, — порядочные, обладающие внутренней культурой, образованные и это, пожалуй, главное, ответственные, дисциплинированные. Я во всем чувствовал и ощущал поддержку профессорско-преподавательского коллектива и студенчества, обнадеживало и то, что поручения коллективом выполнялись неукоснительно, сотрудники понимали важность перемен. И результаты не могли не радовать: в период моего руководства вузом ощутимо увеличилось финансирование научно-исследовательской деятельности преподавателей университета. Шесть научных проектов финансировались напрямую Министерством образования и науки, и в каждом проекте 7-8 человек выигрывали гранты.  В 2010 году в Астане открылась Международная Тюркская Академия, и меня пригласили возглавить ее. С благодарностью вспоминаю то благодатное время, когда под моим руководством удалось опубликовать труды многих зарубежных тюркологов. Среди полсотни ярких трудов, изданных Тюркской Академией, отмечу выпуск серии книг по современной тюркологии, международного тюркского альманаха,  ежегодника тюркской антологии.

— Каким Вы видите современный университет Казахстана?

— Убежден, лучше меньше да лучше. Невозможно, на мой взгляд, охватить необъятное, поэтому нужна конкретная  специализация, система ранжирования вузов. К примеру, «агротехнический», «технологический», «медицинский», «педагогический». Большой проблемой является пресловутая МТБ: в современном вузе должно быть достаточно аудиторий и лабораторий, свой богатый библиотечный фонд, качественный преподавательский состав. Однако сегодня частные университеты предпочитают брать количеством мест. Другой вопрос – подготовка кадров, завтра выпускники станут агрономами, педагогами, переводчиками, какую пользу они реально смогут принести стране?..

Что касается непосредственно КГУ имени Уалиханова, которым я руководил три года, то этот региональный университет практически ничем не отличался от центральных. Вопрос прежде всего в кадрах, кадры решают все! Вот и я старался обновить, освежить атмосферу вверенного мне вуза притоком квалифицированных ученых в области языкознания. Благодаря дружеским связям со многими корифеями филологической науки, мне это удалось. В сегодняшнем мире знаний стремительно меняется многое, особенно информационное поле. Современный университет должен чутко реагировать на веяния времени, гибко адаптироваться к неминуемым изменениям. Поэтому современный университет — это прежде всего инновационный вуз, плацдарм для научных исследований, сильный преподавательский состав, либеральная система управления, собственное комфортное и  полноценное пространство, кампус. Ведь если создать в идеале творческую обстановку, своеобразную демократичную атмосферу, мозги студенческие неизбежно будут работать в нужном направлении…

Беседовала Алия Ахетова.

 

 

Читайте также