Есть люди, чей авторитет непререкаем. Слово – первое и последнее. Мнение — единственное. Но при этом — ни намека на жесткость: лишь понимание, доброжелательность. Отсутствие каких бы то ни было диктаторских замашек – и требование беспрекословного подчинения. Причем окружающие подчиняются, как правило, даже не помышляя об иной модели поведения. Наверное, это и есть сила характера, почти физически ощущаемая. Этим удивительным сочетанием строгой доброты и доброй строгости обладал человек, о котором осталась светлая память в университете им.Ш.Уалиханова — Куандык Досмаганбетович Жоламанов.
В этом скромном на первый взгляд человеке физически ощущались спокойное достоинство, уверенность в себе. Достигнув профессиональных высот в карьере, снискав безусловное уважение коллег и студентов, он сумел сохранить в себе благородную простоту в общении. Никакого высокомерия, раздражения, панибратства. Уравновешенность и выдержка.
У понятия «интеллигентность» есть много определений. Нередко это прежде всего элемент культуры, умение не обременять собой других людей, уважительное отношение к любому человеку, независимо от возраста и статуса. И своих родных детей, и своих студентов воспитывал педагог именно таким образом. Значение удачи и успеха не означало для старшего поколения, к которому Куандык Жоламанов принадлежал, того, что принято сейчас называть карьерой и славой. Делать свое дело на совесть, помогать людям, если это в твоих силах, — жизненное кредо.
Сознание формируется всегда в детстве и отрочестве. Маленький Куандык только начал ходить в сельскую школу, но уже понимал, кто такой мұғалім. Авторитет учителя на селе безоговорочно, безусловно высок: самый грамотный, самый образованный, самый справедливый человек. Это трепетное, почти благоговейное уважение к учительскому труду будущий ученый-педагог сохранит на всю жизнь.
Близкие вспоминают: учился малец в школьную пору свою с большим старанием, стремясь во всем докопаться до сути, самому найти и вникнуть в правильное решение математической премудрости. Не достигнув даже совершеннолетия, целеустремленный юноша идет работать учителем в начальную школу хутора Дегтярное Северо-Казахстанской области. Через год поступает учиться заочно в Петропавловское педагогическое училище. И с этой поры судьба Куандыка Досмаганбетовича связана с образованием. Молодому специалисту довелось пройти все ступени учительства, а затем Куандыку Досмаганбетовичу доверили директорство в семилетней, а затем и в средней школе. Стремясь к знаниям, молодой честолюбивый человек едет в столицу Казахской ССР – окруженный высокими белыми горами, прекрасный город, утопающий в зелени садов — Алматы, где поступает на механико — математический факультет КазГУ им.С.М.Кирова.
В те времена получить высшее образование в лучшем вузе, да еще на таком престижном и достаточно сложном механико-математическом факультете было бы не под силу человеку, не обладающему силой воли и упорством. Да и поступить туда было крайне непросто, конкурс на одно место был фантастическим. Выпускники флагмана высшей школы КазССР распределялись в вузы регионов, а их дипломы высоко ценили, так как качество обучения в те годы было неизменно безупречным.
Имеющий солидный практический стаж дипломированный специалист направляется Министерством просвещения на работу на восток республики. С 1960 по 1972 годы Куандык Жоламанов исполняет обязанности ассистента, заведующего кафедрой физики и математики Семипалатинского зооветеринарного и Павлодарского индустриального и педагогического институтов.
А в 1972-м году в Кокшетау доцента Жоламанова направляют в Кокшетау, на должность проректора. Физико-математический факультет местного пединститута основан в 1962-м году. Поначалу здесь образовалась лишь кафедра физики и математики, а уже в 1965-м создан полноценный факультет. С 1972-го года до конца своей жизни Куандык Жоламанов работал в Кокчетавском пединституте, ставшем позже региональным университетом. Именно здесь, в Кокшетау, полюбившемся ему тихом уютном городе, он состоялся как грамотный, ответственный руководитель, очень принципиальный и требовательный.
Должность проректора по учебной работе — крайне хлопотная, беспокойная и сложная. В вузовском учебном процессе множество проблем, и решать их как раз приходилось проректору. Начав преподавать дисциплины, требующие глубоких знаний в сфере экономики и математики, Куандык Досмаганбетович уделял значительное внимание методике преподавания в вузе, к тому же настаивал на оказании методической помощи учителям, работающим в профильных физматклассах школ города. Для него не было мелочей в работе. Любое дело выполнялось им качественно и с полной отдачей.
Долгие восемнадцать лет быть проректором по учебной и научной работе крупнейшего регионального вуза – громаднейший, ответственный труд. Чудовищные нагрузки для организма, постоянный цейтнот. Кто-то точно и метко сказал: «Все хорошее в жизни нашей происходит в состоянии цейтнота».
В 1990 году открылась вакансия ректора, и коллеги на эту ответственную должность единодушно избрали Куандыка Жоламанова. Это, несомненно, достаточно заслуженная оценка добросовестного многолетнего труда, индикатор профессионального и человеческого авторитета, показатель доверия коллектива, признания вклада в науку и педагогику страны. Тысячи бывших выпускников, работающих ныне в школах края, благодарны Жоламанову и сегодня.
В старые добрые времена была традиция: студенты-первокурсники целинного края принимали активное участие в уборке урожая зерновых, картофеля и овощей. Что характерно, Куандык Досмаганбетович всегда был вместе со студентами, энергично сотрудничал с руководителями совхозов и колхозов, стремясь эффективнее организовывать работу и быт студентов в сельской местности. Механизаторы таких совхозов, как Приреченский, Кусепский, Котыркольский, Заречный и многих других знали Куандыка Досмаганбетовича в лицо.
Звания «Отличник народного просвещения Казахской ССР», «Отличник просвещения СССР», Почетная Грамота Верховного Совета Казахской ССР, высшая педагогическая награда Казахстана – медаль Ыбырая Алтынсарина – это признание титанических заслуг человека, во всем стремившегося к правде и справедливости.
Евгений Боярский, кандидат филологических наук, ректор Кокчетавского пединститута имени Валиханова в 1972-1990 годы с ноткой ностальгии вспоминал о совместной работе: «Рано ушел из жизни человек, почти два десятилетия работавший рядом со мной. Мы с ним практически ровесники (разница 1,5 года не столь значительна). Я, как и он, пережил и голод 30-х годов, и лихолетье Отечественной войны, и трудные послевоенные годы. Для меня, как и Куандыка, «альма-матер» стал один вуз – КазГУ: там прошли и наши студенческие годы, и аспирантура. Оба начали свою вузовскую работу в периферийных вузах рядовыми преподавателями, а после окончания аспирантуры и защиты диссертаций получили первые назначения: я – проректором Усть-Каменогорского пединститута, он – заведующим кафедрой Павлодарского. И почти одновременно были направлены в Кокчетавский пединститут на руководящие должности ректора и проректора.
18 лет совместной работы — это своего рода феномен в вузах Казахстана. Мы разные по характеру, по темпераменту, по индивидуальным методам работы, но общие цели заставили нас взаимно понимать и поддерживать друг друга. Значительный рост учебно-материальной базы, коренное укрепление научного потенциала преподавательского состава, переход вуза во вторую категорию, переходящее знамя Министерства просвещения Казахской ССР по итогам 1983 года – яркие подтверждения тому.
Куандык Досмаганбетович досконально знал свое дело, хотя в первые годы он отвечал не только за учебно-воспитательную, но и за научную работу. Не раз приходилось ему одновременно замещать ректора. Руководил методическим семинаром, строго спрашивал с деканов факультетов и заведующих кафедрами за оперативное представление необходимых данных о работе подразделениях. Годовые отчеты (а это одна из многих других обязанностей проректора по учебной работе) всегда были конкретны, насыщены фактами и убедительны по существу, мне редко приходилось вносить в них свои коррективы.
Авторитет Куандыка Досмаганбетовича среди проректоров педагогических вузов республики был на высоте, и не случайно Министерство не раз включало его в состав комиссий по проверке других вузов. За все время работы взыскание от Министерства получено было руководством вуза в сущности только в связи с декабрьскими событиями 1986 г. Но это скорее вопрос политической конъюктуры. Я понимал, что Куандык Досмаганбетович созрел для должности первого руководителя вуза, ему предлагали это руководщее место в других вузах, и он даже давал вначале согласие, но потом оставался, не желая менять место жительства. Поэтому не случайно, подавая заявление об уходе на пенсию, я уверенно предложил кандидатуру Куандыка».
Профессор Турсынбек Маликов вспоминает: «Благодаря демократическим принципам и такту ректора с одной стороны, а с другой — инициативе и активности проректора, Боярский и Жоламанов абсолютно на равных возглавляли институт. Причем проректор активно реализовывал в работе свои идеи, свое видение организации учебно-воспитательной работы. Тандем «Боярский-Жоламанов» дополнял друг друга, имел большую творческую силу, был созидающим даже тогда, когда возникали противоречия между ними. Мне запомнились его слова: «Я вечно начальником не буду, мне важно, как я буду смотреть в глаза людям после того, как выйду на пенсию». Нисколько не смягчал требования, если не сказать, усиливал, но оставался неизменно справедлив, выдвигая их очень аргументированно, в деловой и деликатной форме, не оскорбляя людей, не ущемляя их достоинства. Не забуду казус: в те годы педпрактика на казахском отделении организовывалась в близлежащих казахских Сейфуллинской и Кзылсаянской школах. Куандык Досмаганбетович вызывает меня и спрашивает: «Почему целых две недели никто не появляется в школах сел Кзылсая и им.Сейфуллина?». Надеясь как-то «выкрутиться», говорю: «Это кто сказал?» Вряд ли кто смог проверить практику в совхозах за семьдесят километров. Но отпираться было бесполезно: оказалось, что проректор сам побывал в этих школах».
Трогательны воспоминания Марса Субханкулова: «Имя Куандыка, провозглашающее Радость, кажется всегда присутствующим. Его присутствие в разных жизненных ситуациях было лишено тягостности. Обычно руководители изображают из себя начальников, которым положено знать, приказывать, угрожать, наказывать и нести ответственность «за нас нерадивых». Куандык Досмаганбетович предъявлял требования, просил выполнить что-то, при этом не прибегал к таким уловкам, к которым прибегает большинство руководителей. Принято говорить: он ушел из жизни. Но его облик, сохранившийся в нас и продолжающий быть, дает ощущение жизни. Он появлялся на кафедре, в лаборатории или аудитории,и не было ощущения давления, человек давал возможность другим быть «свободными», не заставлял (а так делают многие) подстраиваться под себя, пользуясь как магнитом, своим взглядом или жестами угрозы и значительности. Вот это ощущение «свободности», которым он одаривал собеседника, и лишало другого надобности сохранять против него обиду, сожаление, упрек…»
Куандык Досмаганбетович вместе с супругой Танзилей Шаграевной вырастили семерых детей, двое преподают в вузах. Бахытжан на административной работе, Бауржан — кандидат физико-математических наук, доцент, профессор университета «Туран». Батырхан в совершенстве владеет английским языком, он — один из ведущих переводчиков-синхронистов Казахстана. Сауле — кандидат экономических наук, доцент. Шолпан — специалист по PR и рекламе. Асан прошел магистратуру по Президентской программе «Болашак», Аман трудится на западе РК. Свой недолгий век человек Добра Куандык Жоламанов прожил как люди и для людей.
Алия Ахетова.