«Ручное управление» районом. Вынужденное.

«Недобросовестные подрядчики», «Работы приостановили», «Нужна корректировка», «Заявка на корректировку еще не поступила»…

На рабочем совещании в областном акимате, где обсуждалось текущее состояние дел в  Бурабайском районе, такие формулировки звучали в большинстве ответов на конкретные, предметные вопросы акима области Ермека Маржикпаева.

— Неосвоенные деньги будут возвращены в республиканский бюджет, второй раз на одни и те же проекты средства не выделят, — говорил Ермек Боранбаевич. — Как долго жители района будут ждать стабильного водоснабжения, канализации, новых квартир?.. — обращался он к руководителям района и профильных ведомств. — Сколько еще негативных отзывов  туристов  о мусоре, отсутствии стоянок для автомобилей, плохом сервисе мы услышим?

Гостей живописного Бурабая становится больше. За семь месяцев этого года  количество посетителей национального парка «Бурабай»  составило около 550 тыс. человек (2021 г. – 300 тысяч). Границы между сопредельными государствами после карантинных ограничений открыли и, по прогнозам, до конца года туристов будет не менее миллиона. И это не считая роста внутреннего потока отдыхающих.

Рекреационная нагрузка — огромная. Значит, инфраструктура должна быть надежной, развитой, позволяющей минимизировать негативное влияние на уникальную природу и в то же время создающая комфортные условия для жителей и отдыхающих.

Средства из республиканского и областного бюджета на эти цели выделяют немалые. А вот их использование эффективным и своевременным, к сожалению, никак не назовешь.

Один из «говорящих» примеров — реализуемые не первый год проекты  водоснабжения и водоотведения. Срок сдачи большинства из семи проектов —  будущий год. Но практически в отношении каждого из них в выступлениях руководителей отделов ЖКХ, энергетики и строительства Бурабайского района звучало: «Есть риски».

А проекты эти отнюдь недешевые. Стоимость одного из них — «Реконструкция и строительство магистральных водопроводных сетей (4-ая очередь) г. Щучинска» – 2,9 млрд. тенге. Подрядчик – ТОО «Казбайлық Астана», г. Нур-Султан. За 2018-2021 годы выделено 2030,3 млн тенге. Из выделенных в этом году  из республиканского бюджета 412,4 млн тенге освоено 35 млн.

«Работы не ведутся. Подрядчик говорит о необходимости корректировки не  в финансовой части, а в технической. Но заявку на корректировку еще не подали».

— Когда работа возобновится? После заявки на корректировку нужно еще  проводить экспертизу, — на эти вопросы акима области четких ответов не последовало.

Как и на вопрос о том, о какой корректировке может идти речь, если выделенные на проект «Строительство внутриквартальных канализационных сетей в г.Щучинск» 5,3 млрд. тенге освоены более чем на 80%. Однако  подрядчик ТОО «Казбайлық Астана» настаивает на ее необходимости в связи с удорожанием строительных материалов. Но опять же: «до настоящего времени заявка на проведение корректировки не поступала».

Поступило письмо о необходимости корректировки и  в отношении проекта «Реконструкция сетей и объектов водоотведения г. Щучинска». Стоимость проекта – 1,9 млрд. тенге, договор   на сумму 1,6 млрд. тенге заключен с ТОО «JMI Компани Сервис». За 2017-2021 годы выделено 1410,2 млн. тенге. На 2022 год из областного бюджета выделено 106,7 млн.тенге. Но, тем не менее, и по этому проекту сегодня работы приостановлены.

— Подрядчик сложный. Мы своих людей подключаем, — говорили руководители района о ситуации с ходом работ по строительству сетей водоотведения (третья очередь) коллектора и канализационных насосных станций в поселке Бурабай.

Строительство очистных сооружений поселка Бурабай практически завершено, но в строй их не вводят, «потому что не предусмотрено финансирование на содержание». Такой аргумент аким области счел несостоятельным: «Об этом надо было думать заранее».

— Встанете на корректировку, как и когда уже выделенные деньги будете осваивать? — спрашивал Ермек Боранбаевич после информации о том, что корректировка необходима и в отношении проекта «Строительство водопроводов ДОЦ, расположенных в районе озера Катарколь».

Этот вопрос можно отнести и ко всем остальным проектам, нуждающимся, по  словам подрядчиков, в дополнительном финансировании.

— Вы — заказчики, контролируйте, требуйте, — обращался Ермек Маржикпаев к руководителям профильных ведомств.

— Присутствует риск задержки ввода в эксплуатацию в связи со слабыми темпами работ, — такая информация прозвучала в отношении строительства жилых домов в Щучинске. В том числе и для медицинских работников.

Причины назывались разные. Но, пожалуй,  главную из них аким области сформулировал как безответственность руководителей местных органов власти: «Почему вы считаете, что за вас должна работать область? Вы — самостоятельный район с немалым штатом сотрудников, отвечаете за все, что происходит в районе».

Ермек Боранбаевич привел несколько примеров, свидетельствующих о том,   что по его словам, «у руководителей душа за свой район не болит». В том числе двухметровая полынь вдоль дороги на въезде в Бурабай. Чтобы сорняки в поселке убрать, никаких дорогостоящих проектов не нужно.

«Почему до сей поры не обустроили общественные автомобильные стоянки в поселке? Ведь мы нашли возможность предоставить для этого дорогостоящие земельные участки». И этот вопрос акима области остался без конкретного ответа. Как и вопрос о том, почему не завершили работу по возведению стены вдоль кладбища, вид на которое открывается по дороге в курортный поселок: «Деньги мы выделили. Но  работа брошена на стадии фундамента. А он такой, что нога в песок проваливается».

Есть такое понятие «ручное управление». В современных условиях переходят на него в условиях экстраординарных, когда скопились вопросы, требующие безотлагательного решения. Прошедшее совещание — пример вынужденного перехода акима области  на такой стиль работы в отношении Бурабайского района. А причины этого, видимо, в том, что местные исполнительные органы власти  не состоянии навести порядок  во вверенном им регионе, сделать жизнь местных жителей, туристов комфортнее и благополучнее.

Фото  Айбека Даньярова

 

 

 

 

 

Читайте также