Судя по публикациям в СМИ, сюжетам телевизионных передач, деятельность частных судебных исполнителей вызывает у казахстанцев очень много вопросов. Довольно часто узнаем, что некоторые из них допускают серьезные нарушения.
К слову, нередко звучат предложения внести в закон поправки, исключающие определение «частный», чтобы звучало просто «судебный исполнитель». Аргументация: определение «частный» вызывает в людей негативные ассоциации и судебный исполнитель воспринимается как предприниматель, а не как должностное лицо. Возможно, эти предложения имеют под собой основания, но все-таки думается, что главный критерий – степень удовлетворенности работой людей, чья обязанность – добиваться исполнения судебных решений.
На совместном заседании Комиссии партийного контроля и Общественного совета по развитию государственного управления и противодействию коррупции при региональном филиале партии «AMANAТ» заместитель руководителя областного департамента юстиции Медет Едрисов проинформировал о мерах, направленных на минимизацию коррупционных рисков в работе системы исполнительного производства.
Все они носят системный характер, вытекают из изменений, внесенных в Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей».
Теперь стороны исполнительного производства вправе ознакомиться с ним и прилагаемыми к нему материалами через личный кабинет в государственной автоматизированной информационной системе исполнительного производства. Такая практика дает возможность сторонам быть в курсе хода исполнения документа и контролировать принятие каких-либо мер в рамках возбужденного исполнительного производства. Тогда как ранее для ознакомления с материалами исполнительного производства сторонам необходимо было обращаться с заявлением к судебному исполнителю.
Сторонам исполнительного производства могут направляться смс-извещения посредством государственной автоматизированной информационной системы по номеру мобильного телефона или с использованием иных средств связи, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова.
Также, если ранее для наложения ареста на недвижимое имущество должника и банковские счета судебный исполнитель выносил постановление на бумажном носителе и направлял в регистрирующие органы, то на сегодняшний момент данные ограничительные меры и их отмена совершаются автоматизированно в базе данных «Автоматизированная информационная система органов исполнительного производства» и фиксируются в карточке исполнительного производства.
В статью 48 Закона внесены изменения по вопросу исключения из Единого реестра должников: при возвращении исполнительного документа без исполнения должник может быть изключен из единого реестра должников по истечении трехлетнего срока давности предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению без подверждения погашения задолженности по исполнительному производству.
Судебный исполнитель после наложения ареста и проведения оценки имущества и до реализации имущества одновременно с ознакомлением с отчетом об оценке предоставляет должнику по его письменному обращению право самостоятельной реализации арестованного имущества в срок не более одного месяца. По стоимости не ниже 75% от его оценочной стоимости, указанной в отчете об оценке, с даты составления которого прошло не более одного года. Раньше самостоятельная реализация имущества могла производиться должником на уровне не ниже пятидесяти процентов от оценочной стоимости имущества.
Все эти новшества делают работу судебных исполнителей более прозрачной и регламентируемой.
В нашей области работают 93 частных судебных исполнителя (осуществляют исполнительное производство, связанное с взысканием с физических и юридических лиц) и 10 – государственных (взыскание с государственных органов и субъектов естественных монополий).
За этот год судебными исполнителями нашей области фактов коррупционных нарушений не допущенно.
Департамент юстиции на постоянной основе осуществляет мониторинг деятельности судебных исполнителей, проверяет оправданность принятых ограничительных мер в отношении должников и своевременность отмены мер обеспечения исполнения исполнительного производства.
Каждая жалоба на деятельность судебного исполнителя рассматривается комиссионо. Большая часть из них связана с наложением арестов на счета должника, с реализацией арестованного имущества.
— Территориальный орган юстиции функциями по отмене решения судебного исполнителя не обладает. Это может сделать только он сам, — разъяснил Медет Орынбекович.
Если факт нарушений подтверждается, то судебного исполнителя привлекают к дисциплинарной ответственности. Если нарушение грубое, то рассматривается вопрос о лишении лицензии. В прошлом году по представлению территориального органа два частных судебных исполнителя в судебном порядке лишены гослицензии, в этом году — еще двое. Их действиями был причинен ущерб сторонам исполнительного производства. В одном случае – занижение стоимости арестованного имущества. Сейчас эта процедура проводится только через электронный аукцион.
На сегодняшний день на исполнении акмолинских судебных исполнителей находится 206 000 исполнительных производств. Окончено порядка 50 000. В 2021 году процент исполнения – 70%.