Сброс шахтной воды на рельеф – что говорит закон?

Весной проводились несколько встреч акима Акмолинской области Ермека Маржикпаева, акима Степногорска Алпысбая Каиржанова, а также представителей компании «Алтыналмас»  с жителями поселка Бестобе. На кону — судьба Бестобинской производственной площадки. Экоактивисты и жители края задавали на встрече много вопросов, в том числе по экологическим требованиям откачки шахтной воды. Учитывая важность данной проблемы, мы решили адресовать эти вопросы эксперту по экологическому праву, доценту университета «Кайнар», кандидату юридических наук Нуржану Баимбетову.

— Нуржан Серикович, многие бестобинцы на встрече с акимом области Ермеком Маржикпаевым поднимали вопрос о том, что шахтные воды — чистые, вплоть до того, что их даже можно пить. В Бестобе грунтовыми водами затопило рудник в объеме до 2 млн кубов, прудонакопитель не построен, опять-таки потому что на его строительство нужно разрешение местного населения. А возможно ли сбрасывать шахтные воды без очистки на рельеф?

— Экологический кодекс дает исчерпывающий ответ на данный вопрос в статьях 216 и 222. Сброс не очищенных до нормативов допустимых сбросов сточных вод в водный объект или на рельеф местности запрещается. Исключение составляет сброс шахтных и карьерных вод горно-металлургических предприятий в пруды-накопители и/или пруды-испарители.

Для того, чтобы иметь право сбрасывать шахтные воды на рельеф, необходимо получить экологическое разрешение с установленным в нем нормативом допустимого сброса загрязняющих веществ. Получение экологического разрешения – длительный процесс, требуется разработка проектной документации. А нарушение влечет за собой крупные штрафные санкции.

К примеру, если Вы говорите об объеме 2 млн кубометров воды, то это может быть штраф в размере до 1 млрд тенге, помимо этого, возможен отзыв действующих разрешений на эмиссии, вплоть до уголовного преследования, если интересам какой-либо третьей стороны будет нанесен ущерб.  Все это прописано в законе.

Поэтому еще раз подчеркиваю: сброс шахтных вод на рельеф недопустим. К тому же, Экологический кодекс в пункте 5 статьи 321 устанавливает общую норму, согласно которой «Запрещается смешивание отходов, подвергнутых раздельному сбору, на всех дальнейших этапах управления отходами».

Пункт 4 статьи 358 устанавливает, что «запрещаются смешивание или совместное складирование отходов горнодобывающей промышленности с другими видами отходов, не являющимися отходами горнодобывающей промышленности, а также смешивание или совместное складирование разных видов отходов горнодобывающей промышленности, если это прямо не предусмотрено условиями экологического разрешения».

Говоря простым языком, сбрасывать шахтные воды в хвостохранилище нельзя. Для того, чтобы внести изменения в экологическое разрешение, необходимо разработать проектную документацию, получить все согласования, пройти общественные слушания и получить положительное заключение экспертизы.

— В июле 2021 года вступил в силу новый Экологический кодекс РК, который ужесточил свои требования согласно международным нормам. Как это повлияло на недропользователей и стандарты их работы?

— Новый Кодекс устранил некоторые недостатки прежнего кодекса, проявившиеся в процессе его применения. Если коротко, новый Экологический кодекс внедряет в Казахстане положительный опыт зарубежных государств в области охраны окружающей среды, включает в казахстанское законодательство ряд международных обязательств, систематизирует участие общественности в принятии государственными органами решений в области охраны окружающей среды, а также усиливает ответственность промышленных предприятий за загрязнение окружающей среды. Нужен логический переход к ОС. И проведение общественных слушаний – это опять-таки хорошая международная практика перед реализацией важных проектов, касающихся экосистемы местного сообщества.

Проведение общественных слушаний регулируется «Правилами проведения общественных слушаний», утвержденными в августе 2021 года. Общественные слушания в юридической трактовке — это форма общественного участия в принятии государственных и управленческих решений, затрагивающих вопросы охраны окружающей среды. Согласно Правилам, общественность, интересы которой затрагиваются или могут быть затронуты принимаемыми решениями по вопросам, касающимся окружающей среды, или которая заинтересована участвовать в процессе принятия этих решений, может принимать участие в общественных слушаниях, давать свои замечания и предложения по проекту.

— Как проходит процедура общественных слушаний, какова процедура и что предусмотрено законом?

— Общественные слушания могут быть проведены посредством открытого собрания и посредством публичных обсуждений. Правила проведения общественных слушаний устанавливают, в каких случаях слушания проводятся открытым собранием, а в каких — в качестве публичного обсуждения.

Так, общественные слушания посредством открытого собрания проводятся, в основном, при проведении оценки воздействия на окружающую среду, в отношении проекта отчета о возможных воздействиях; при осуществлении государственной экологической экспертизы по проектным документациям по строительству и/или эксплуатации объектов I-II категории (это объекты, которые оказывают значительное негативное/умеренно негативное воздействие на окружающую среду).

Общественные слушания в форме публичного обсуждения на Едином экологическом портале проводятся, в основном, по проектной документации объектов III категории (объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду) и проектным документам, необходимым при подготовке декларации о воздействии на окружающую среду.

— А могут ли участники общественных слушаний требовать прекращения проекта без предусмотренных законом оснований и может ли проект закрыться, если жители подписали петицию против проекта?

— Прекращение проекта по требованию третьих лиц без предусмотренных законом оснований невозможно. Необходимо правовое обоснование, почему проект не может быть реализован. Так как строительство и реализация того или иного проекта, в первую очередь, связаны с экономическим интересом государства, для прекращения проекта по требованию общественности необходимо судебное решение.

Правовая сущность общественных слушаний заключается не в разрешении общественности — «быть или не быть» тому или иному проекту. Общественность, не обладающая должными знаниями, не может решить его судьбу. Правовая сущность общественных слушаний – в получении мнений и предложений заинтересованной общественности для возможных корректировок проектной документации. Важно отметить, что при проведении общественных слушаний не учитываются замечания и предложения заинтересованной общественности, которые не сформулированы конкретно и не отражают сути замечаний и предложений или явно не имеют отношения к вопросам, подлежащим изучению в рамках оценки воздействия на окружающую среду.

Вопросы соответствия проекта требованиям законодательства в области экологии, охраны здоровья, природных ресурсов и т.д., находятся в компетенции государственной экспертизы и иных уполномоченных государственных органов, специалистов соответствующих отраслей, которые должны проверить, соответствует ли проект всем требованиям. Общественность такими знаниями не обладает. Поэтому у общественности нет и не может быть права запретить реализацию того или иного проекта.

Есть также понятие петиций – письменных или устных обращений граждан в государственные органы о содействии в реализации прав и интересов обратившихся. Петиции, как и другие обращения регулируются административным процедурно-процессуальным кодексом Республики Казахстан. Обращения рассматриваются государственными органами в течение 15 рабочих дней со дня их поступления. Если нарушения, о которых говорится в обращении, подтвердятся, то государственный орган должен принять меры для устранения нарушений.

В случае если общественные слушания не проводились либо проводились с нарушениями, заинтересованная общественность может обратиться в суд.

— Можно ли проголосовать на ООС «ЗА» или «ПРОТИВ» проекта?

— В соответствии с Правилами проведения общественных слушаний, голосование на них проводится только для избрания секретаря и утверждения регламента. Голосование «за» или «против» проекта не предусмотрено.

Общественные слушания считаются состоявшимися, если на них присутствует хотя бы один человек, который является заинтересованной общественностью.

Еще раз повторю, что голосование за или против обсуждаемого проекта на слушаниях не предусмотрено, потому что цели общественных слушаний не в этом. Общественные слушания проводятся, чтобы ознакомить заинтересованную общественность с проектом, услышать мнения и предложения и донести до общественности целесообразность проекта, его экономическую, социальную значимость для государства и граждан. Государственные органы проверяют, соответствует ли проект экологическим требованиям, при осуществлении государственной экологической экспертизы проекта. Решение вопроса о том, будет ли планируемый проект загрязнять окружающую среду сверх допустимых норм, не может быть передано общественности, не обладающей необходимыми знаниями.

— Благодарим за уделенное время!

Андрей Петров.

 

Читайте также