Сохранение национально-культурной идентичности, реализация художественно-творческого потенциала каждого казахстанца — такова цель многих государственных программ. Огромная поисковая работа, проделанная нашей землячкой Кларой Зияшевной Аскаровой, написанная ею с огромной любовью книга об отце, участнике Великой Отечественной войны Зияше Аскарове и уважаемых предках — убедительное доказательство того, как это нужно всем нам.
«Если кто-то покинул свой очаг с целью совершения хаджа или умры и умер в пути, то ему записывается вознаграждение, равное воздаянию за совершение хаджей до наступления Судного дня. Тот же, кто умер в одном из двух Святых городов – Мекке или Медине, в Судный день не будет допрошен, и его введут в Рай».
Так гласит один 17 хадисов пророка Мухаммада «О самом лучшем месте на Земле». В нем идет речь и о моем прадеде Амре кажи. Вечное пристанище он обрел в Мекке — городе, где похоронен Пророк. Эту милость Аллаха заслужил он всей своей праведной жизнью.
Время неумолимо и в череде буден, повседневных забот, бывает, мы не часто думаем о предках, даровавших нам не только жизнь, но характер, а, значит, судьбу. Но наступает час, когда вопрос — «Насколько крепки мои корни?» — встает перед нами и не отпускает даже ночью.
Для меня таким моментом стала смерть моего единственного брата, Аскарова Казбека Зияшевича. Среди оставленного им архива я нашла записи воспоминаний нашего отца Аскарова Зияша. А в них — подробное и достоверное описание жизни моего прапрадеда Жумабая и прадеда Амре.
В 19-м веке наши предки жили на побережье озера Эбейти, входящего сейчас в состав Москаленского района Омской области. Вокруг озера располагались четыре больших и богатых аула: Тумба, Қызыл-агаш, Қара-ағаш, Сага.
Предок Жумабай был зажиточным скотоводом. На свои средства он открыл медресе, пригласил татарских мулл обучать детей грамоте. Мой отец, оказывается, помнил последнего из работающих там мулл — Карима Муратова. В 2016 году во второй половине медресе открыли русскую школу. Отец в первом классе учился у Смагула Садвакасова, ставшего позже видным казахским просветителем и общественным деятелем.
В этом медресе постигал грамоту и мой прадед Амре кажи, его дети. Семеро сыновей и дочь Амре кажи были рождены его старшей женой Калампыр.
Сохранились сведения о том, что наш прадед Амре был волостным управителем (старшиной). Сам это факт говорит о многом. Ведь, если после начала реализации административной реформы по Уставу о сибирских казахах 1822 г. на должность волостного управителя могли претендовать только султаны, то затем постепенно российские власти стали признавать право биев и старшин на утверждение в этой должности на основе выбора.
Именно таким выборным волостным управителем был Амре кажи. А это свидетельствует об уважении, которое он снискал среди сородичей. Он умело защищал их интересы перед местной властью, оберегал земли, необходимые для разведения скота.
В должности волостного старшины наш прадед Амре показал себя как честный, справедливый человек, предельно ответственно относящийся к своей к своей работе. Хорошее знание русского языка помогало в налаживании контактов с местной администрацией.
Будучи просвещенным человеком, он хорошо понимал важность технического прогресса, развития торговых отношений. Волостной старшина Амре кажи пожертвовал немалую часть своего состояния на строительство Западно-Сибирской железной дороги, проходившей по местам кочевий его рода.
За вклад в развитие края он был награжден ценными подарками правившего в те годы императора Николая II. До нашего поколения дошла информация, что это были расшитый золотом халат с широким поясом (шен-шекпен), а также золотое изделие , как говорили наши старики, с копыто лошади (тай-тұяқ).
Настал момент, когда он сказал: «Пришла пора подумать о вечном, о душе». Прадед дважды совершил паломничество в святые для мусульман места. Но из второго ему не суждено было вернуться. Он скончался в Мекке.
Его друзья, вернувшиеся с хаджа, рассказывали, что были очевидцами такого факта. Влиятельный священнослужитель, известный своими провидческими качествами, обходя казахских паломников, сказал, что три человека из этой группы должны остаться здесь. Пройдя вперед остановился перед нашим прадедом и спросил его: «Ты — Амре. Сколько тебе лет?». Он ответил, что ему 54 года. Святой сказал, что для вас это благодатный возраст и прошел дальше. В ту ночь Амре кажы заболел, пролежал три дня и скончался.
В сборнике документов «Алаш мирас» ( «Народное наследие», книга вторая), изданных в Алматы в 1995 году, приводится полученный из архивов список людей, получивших заграничные паспорта для поездки в Мекку. Среди них значатся Қалампыр Әмірина (супруга Амре-кажы), старший сын Нұғыман Әмірин и родственник Шуйке Орманбаев. Из документа следует, что они получили заграничные паспорта 6 октября в 1901году.
Ставшая вдовой, любящая жена Амре кажы совершила паломничество в Мекку, вместе с сыном провели поминки и поставили памятник на могиле своего мужа и отца.
Тем самым Калампыр аже стала одной из первых женщин нашего края, ставшей кажы. Достоверно известно, что это случилось через год после смерти Амре кажи. Значит, скончался он в 1900 году, дожив до 54 лет. Отсюда мы делаем вывод и о дате его рождения — 1846 год. Понимаем, что документально подтвердить это невозможно. Но эта версия представляется наиболее убедительной.
Доброе имя своего отца ничем не опорочили его дети и потомки. Все прожили достойную жизнь. А память об Амре кажи жива не только среди его уже далеких потомков.
В Москаленском районе Омской области есть живописная местность, которая и сейчас зовется «Амринская балка». Ее и озеро Эбейти считают шедевром сибирской природы, имеющий статус государственного природного комплесного заказника регионального значения.
Записала Нина Митчинова.