Есть ли будущее у интернатов?

– Насколько эффективно используются немалые государственные средства, выделяемые на обеспечение условий для обучения и проживания детей в интернатах? Каковы прогнозы их наполняемости на ближайшие несколько лет?

Это только малая часть вопросов, заданных членами Комиссии партийного контроля и Общественного совета по развитию государственного управления и противодействию коррупции при региональном филиале партии «AMANAT».

Что касается интернатов при специализированных организациях образования, то ситуация такова. В двух из пяти существующих в нашей области количество проживающих несколько превышает проектную мощность. В лицее-интернате «Білім-инновация» (г. Щучинск) проживают 176 детей при проектной мощности 135, в таком же учебном заведении Кокшетау 182 и 169 соответственно.

В областных специализированных школах-интернатах №3 для одаренных детей (Кокшетау), №4 (Степногорск), № 2 (Нур-Султан) свободных мест в интернатах – единицы.

Аналогичная ситуация и в специальных образовательных организациях для детей с особенными потребностями. И прогноз таков, что, к большому сожалению, потребность в них будет возрастать.

Не может не радовать, что в детском доме для детей-сирот в Акколе одна треть мест пустует, здесь найдут им применение, жить в комнатах с малым количеством соседей комфортнее и как-то по-домашнему. Не заполнен на все 100% и областной центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (с. Сандыктау). Но и в этом случае можно только радоваться: пусть наши дети в беду попадают реже.

А вот по поводу пришкольных интернатов вопросов возникает немало. В щучинских школе-интернате №10 из 80 мест пустуют 40, в интернате при школе-гимназии №9 из 52 мест не заняты 27.

При этом. Из выступления на заседании руководителя отдела образования Бурабайского района Жанельды Тулегенова: «Основной проблемой интернатов является вопрос укрепления материально-технической базы. Для улучшения материально-технической базы школой-интернат № 10 г. Щучинск в период с 2018-2020 годы приобретено современное оборудование для столовой, мебель для спальных комнат интерната…». «Для улучшения материально-технической базы пришкольного интерната ШГ №9 г. Щучинск планируется проведение ремонта кровли, подвала, замена окон на пластиковые окна на сумму более 23 млн тенге. Планируется приобретение нового школьного автотранспорта взамен устаревшего на сумму более 12 млн.тенге».

Жангельды Мейрамулы проинформировал о том, что во время каникул в созданных при этих школах-интернатах ресурсных центрах проживают и обучаются дети из малокомплектных школ с тем, чтобы (прошу обратить внимание, к вопросам качества обучения мы еще вернемся) «компенсировать пробелы в знаниях, которые возникают из-за недостаточно квалифицированного обучения в их школах».

Аналогичная ситуация с заполняемостью пришкольных интернатов и в других районах. В Коргалжынском из 32 мест заняты 19, в Акколе 24 из 50, в Атбасаре – 10 из 60, в Есиле – 11 из 110, в Державинске в интернате, рассчитанном на 120 человек, проживают 15 детей.

– Есть ли будущее у пришкольных интернатов? Стоит ли вкладывать деньги в их ремонт, оборудование? Не получив ответов на эти вопросы на заседании, мы обратились с ними к руководителю отдела дошкольного и общего среднего образования областного управления образования Асемгуль Сулейменовой.

-Мы не можем нарушить право ребенка на получение образования даже в том случае, если в пришкольном интернате окажутся всего несколько человек, — абсолютно справедливо говорит Асемгуль Тулехановна.

Так сложилось исторически, что в нашем целинном крае совхозы располагались на большом расстоянии друг от друга, но и были они тогда крупными, школы не пустовали. Процессы урбанизации, распад Союза, переход сельского хозяйства на рыночные рельсы, миграционные процессы, мегаполисы как центры притяжения сельской молодежи… Результат – умирающие села, давно признанные бесперспективными. Школами, даже самыми маленькими, дорожат: «Не будет школы – не будет села». В прошлом году в соответствии с нормативами, хотели реорганизовать две школы в Астраханском районе, в Яблоневке района Биржан сал школу хотели закрыть: «Жители возмутились, только что дороги не перекрыли». Оставили. Школьников больше не стало. В этом году придется к этому вопросу вернуться.

В целом же по области порядка 60% школ – малокомплектные, обучаются во многих 7-10 человек. Конечно, здесь и возможность индивидуального подхода, ежедневного контроля знаний… Но вряд ли можно обеспечить уровень преподавания такой же, как в крупных опорных школах, где есть и учительские методические советы, и ежедневный обмен опытом, взаимный контроль и взаимозаменяемость учителей… И не возникнет ситуации: «английский не изучал, учителя не было». Возможности для более качественного обучения детей в опорных школах, думается, сомнений не вызывают.

Условия в интернатах неплохие, проживание, питание за счет бюджета… Но и при этом, по словам специалистов управления образования, «родители психологически не готовы отдать своих детей в интернаты. Хотя мы их привозим, показываем, разъясняем». Осуждать их мы не вправе, но, видимо, вопросы качества преподавания для них не столь важны.

Альтернативой интернатам может служить ежедневный подвоз детей в опорные школы. Но это возможно лишь в том случае, если расстояние до нее не превышает 25 км. Учитывая наши дороги, наши зимы…

По итогам этого года в области планируется закрыть пять малокомплектных школ. В каждой из них – по два-три ребенка. Так что в общей сложности в интернаты могут прийти 10-12 «новеньких». Покинет их стены гораздо больше выпускников. Проводимый специалистами анализ показывает, что и в более отдаленной перспективе численность проживающих в интернатах детей возрастать не будет.

Отказываться от них, конечно, нельзя. Но думать над оптимизацией надо уже сегодня. И, как бы это ни было сложно, работать с родителями. Индивидуально, привлекая значимых для них односельчан. Задумаемся, почему при получении государственных грантов на обучение в университетах есть сельская квота? Ведь это заведомое признание того, что выпускники сельских школ менее конкурентоспособны. Действительно, обучаясь в школе, где один-два учителя ведут несколько предметов, трудно конкурировать с другими. Так быть не должно.

Читайте также