В современном Казахстане одним из важных государственных праздников является «День Государственных символов РК», который ежегодно отмечается в нашей стране 4 июня. В этом году символам независимости РК исполняется 30 лет. В мировой истории человечества сложилось так, что каждое государство издревле имеет свои основные символы, являющиеся своеобразным институтом внешнего оформления верховной власти. Считается, что посредством таких знаковых систем государственная власть наглядно демонстрирует мировому сообществу свою национально-культурную идентичность, идейные и ценностные ориентации в мире, выражает определенные внутри- и внешнеполитические цели, претензии и устремления. Процессы формирования государственной символики в целом и в отдельности в каждой стране протекали по-разному.
История происхождения внешних символов традиционной Казахской государственности уходит вглубь веков. По мнению ученых, самыми ранними по времени возникновения атрибутами верховной власти у представителей Степной цивилизации были флаг и печать. Они появились почти одновременно с образованием на огромном евроазийском континенте нового тюркоязычного государства номадов – Казахского ханства (ХV в.) – и просуществовали почти до конца ХІХ в. Каждый титулованный правитель – хан или султан – имел свой собственный флаг и свою личную печать, заметно отличавшиеся от других таких же символических образцов орнаментальными украшениями и удостоверительными знаками их владельца. При этом главным внешним атрибутом Казахской государственности являлись прикладные печати ханов и султанов, которые употреблялись ими для заверения различных внутриполитических документов и международных договоров.
В Акмолинском областном историко-краеведческом музее г. Кокшетау представлена экспозиция «Абылай хан залы», посвященная одному из авторитетных государственных и политических деятелей в истории Казахстана и Центральной Азии XVIII века. Наряду с подлинными экспонатами из ханской аристократии, здесь представлены реконструкции предметов и атрибутов, характеризующие и воссоздающие историческую эпоху. Среди них: «қанжар» – кинжал; «аса таяқ» – скипетр; «қалқан» – щит воина, «қылыш» – сабля; «айбалта» – секира; «Абылай ханның сақина-мөрі» – перстень-печать Абылай хана.
«Официальные ханские печати являются важным элементом культуры государственного существования. Перстневые печати, относящиеся к символам государства, являлись монопольной собственностью всей ханской династии. Ее функцией являлось удостоверение личности, независимо от занимаемой должности, ранга. Использование этого атрибута посторонними лицами, не потомками династии, строго каралось по закону.
Перстень-печать хана Абылая, представленная в экспозиции – миндалевидной формы, изготовлен из металла белого цвета, в форме традиционных печатей верховных правителей. Украшен сквозным рельефным орнаментом, с надписью на казахском языке, арабским шрифтом.
К своеобразным символам в миниатюре можно отнести и тамги родов, испокон веков существующие в казахском социуме. Исторически сложившийся кочевой образ жизни объединил на просторах Казахстана группы племен, имеющих разное происхождение, но связанных общностью судеб. А их общие культурные устои родились из длительного соседства и общения. Любой жизненный уклад является результатом многолетнего и успешного приспособления людей к определенной среде жизни. В суровых степных условиях человек не способен выжить и развиваться в одиночку. Уверенность в благополучии становится возможной только в окружении своей семьи, рода, племени (А. Ордабай. «Книга номадов»). Наряду со словесной передачей истории (шежире, эпосом, пословицами и др.) важное место занимали родовые знаки, простые по очертаниям и легко запоми-нающиеся. Таңба, Тамға, Тағма – это варианты тюркского термина, в ши-роком смысле обозначающего любой графический знак. Еще одно значение казахского слова «Таңба» – это родовой знак, клеймо, тавро, печать. Практически у всех кочевников Центральной Азии существовали племенные, родовые, общинные знаки, которые они применяли с древних времен, главным образом как знаки собственности. Этими знаками таврили домашних животных, предметы домашнего обихода, оружие. Казахские тамги – свидетели как древних, так и относительно недавних внутренних родовых связей казахского народа, его сложных взаимоотношений с соседними племенами и государствами.
Уникальная галерея казахских войлочных ковров, изготовленных народными мастерицами прошлого века представлена в экспозиции зала Казахской этнографии. Среди них особый интерес к нашей теме вызывает войлочный ковер – сырмак-комша, изготовленный в 1947 году неизвестной мастерицей. «Қомша» с казахского буквально «ковер», другой же вариант переводится как «маленькое верблюжье седло». Сырмак-комша в выдержанных тонах бело-серого, коричневого и красного цветов изготовлен в технике традиционного классического войлока. На фрагменте ковра мы отчетливо видим древние символические знаки казахских родов – своеобразные символы в миниатюре.
Государственные символы Республики Казахстан представлены в центральной части экспозиционного зала современности. Герб – важный символ государственности, существующий во всем мире. Герб суверенного Казахстана является результатом труда двух известных архитекторов: Жандарбека Малибекова и Шоты Уалиханова. Герб имеет форму круга. В мире самой совершенной формой считается форма шара. Круг как элемент геральдики имеет применение везде, но он в особом почете у восточных кочевников. Это символ жизни, вечности. Центральным элементом, вобравшим в себя основную идею нашего Герба, является шанырак – круговое навершие купола юрты. Шанырак – символ отчего дома, а в более широком понимании и мира Вселенной. Купольные жерди – уыки, равномерно расходящиеся от центра по голубому пространству Герба, напоминают лучи солнца – источник жизни и тепла. Таким образом, языком геральдики авторы отражают миролюбивую сущность казахов. Следующей составной частью композиционной структуры Герба являются золотокрылые с рогами в форме полумесяца, фантастические скакуны – тулпары. Изображение коней на Гербе Казахстана – следование великим традициям конно-кочевой цивилизации. Силуэт скакунов на языке геральдистов имеет глубокий смысл и содержание. В верхней части Герба находится пятиконечная звезда. По канонам символизма, пятиконечная звезда – фигура микро-космоса, формула человека. Путеводная звезда есть у каждого человека. С другой стороны, означает также открытость для сотрудничества с государствами всех пяти континентов.
Государственный Флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его центре солнца с лучами, под которым – парящий степной беркут. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, лучей, орла и орнамента – цвета золота. Автор Флага — Шакен Ниязбеков.
Наряду с Гербом и Флагом неизменным атрибутом современной символики является Гимн. Авторы Государственного Гимна Республики Казахстан – поэт Жумекен Нажимеденов, композитор Шамши Калдаяков и Первый Президент Нурсултан Назарбаев. Государственный Гимн Республики Казахстан – песня «Менің Қазақстаным» – общее достояние всех граждан государства. Глубоко лиричная мелодия пробуждает в сердцах людей патриотические чувства. Гимн рекомендовано слушать стоя, приложив правую ладонь к левой стороне груди. Издревле этот жест является символичным, он означает уважение и почтение как к отдельному человеку, так и к государству в целом.
Символика нашей страны отразила в себе исторический путь, пройденный Казахстаном за 30 лет Независимости.
Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ.