«Политическая нейтральность»: почему и для кого необходима.

– Конституционная реформа – правовая основа принципиальных и важных изменений в нашем обществе, – подчеркивал на встрече с коллективом КУ им. Ш. Уалиханова депутат Сената Парламента РК Нурлан Бекенов.

Избранный в высший законодательный орган страны от Акмолинской области, выпускник этого университета, Нурлан Жексенбаевич высоко оценил позитивные изменения в ведущем региональном вузе.

Депутат Сената Парламента РК Бакытжан Жумагулов разъяснил некоторые из предлагаемых 56 поправок в 33 статьи Основного Закона.

– Конституционная реформа, которая сейчас нам кажется очевидной необходимостью, вызрела не только из системной инициативы первого лица в государстве, но и в процессе общенационального обсуждения различных аспектов и позиций, требовавших пересмотра, – подчеркивал Бакытжан Турсынович. – При этом, как правило, инициатива обсуждений исходила «сверху», от самого Президента. И его предложения воспринимались в народе как важнейшие и долгожданные.

Сенаторы напомнили, что референдум в суверенном Казахстане проводился дважды – 29 апреля и 30 августа 1995 года. В первом случае были продлены президентские полномочия Н. А. Назарбаева до 1 декабря 2000 года, а во втором – принята действующая Конституция. Затем в Основной закон четыре раза вносились поправки, но в формате парламентского голосования.

Искреннее одобрение общества вызвало решение руководителя страны дистанцироваться от партий на время исполнения президентских обязанностей и внести эту норму в Конституцию. Оно включено в проект закона, вынесенного на всенародное голосование, а 26 апреля на внеочередном XXIII съезде партии «AMANAT» партийный лидер сложил полномочия Председателя, заявив: «Считаю целесообразным, чтобы Глава государства не отдавал предпочтения какой-либо партии, был политически нейтральным. Это моя незыблемая позиция». Тем самым, Президент фактически обретает статус представителя всего народа и беспристрастного арбитра партийных «баталий». Теперь за места в Мажилисе со снижением «ценза» на регистрацию и создание политических организаций развернется нешуточная борьба. Без «любимчиков» и высоких покровителей. Бескомпромиссная, на равных условиях.

Политическая нейтральность будет обязательна не только для Главы государства, но и для довольно широкого круга должностных лиц и госслужащих. Пункт 2 статьи 23 Основного закона предложено изложить в следующей редакции: «Председатели и судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и иных судов, председатели и члены Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты Республики, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии».

Качественные перемены коснутся и Парламента, прежде всего, Мажилиса. Роль нижней палаты значительно возрастет. Теперь сюда переносится главная ответственность за принятие законов, Мажилис становится самым полномочным законодательным органом. И попасть в эту палату станет значительно сложней. Во-первых, межпартийная конкуренция усилится, так как эпоха безоговорочного господства партии власти миновала; во-вторых, с переходом к смешанной избирательной системе 30% депутатов будут избираться по территориальным округам. Таким образом, в Парламенте будут достойно представлены все регионы.

И что особенно важно, ответственность депутатов отныне будет намного выше. И тех, кого по одномандатным округам изберет население, за невыполнение обещаний народ будет иметь возможность отзывать из столицы. И прошедших по партийным спискам, поскольку теперь появится много кандидатов на непродуктивно отрабатываемые мандаты.

Определенные изменения претерпит Сенат, где, помимо представителей регионов, избираемых депутатами маслихатов, появится «пятерка» от многонационального народа РК, утверждаемая Президентом по предложению Ассамблеи народа Казахстана. Еще одна «пятерка» будет определяться прямым назначением Главы государства.

Отход от «суперпрезидентской» формы правления к президентской республике с сильным Парламентом, или Второй республике, по выражению лидера страны, с готовностью подхваченный нашими соотечественниками, подразумевает усиление высшей представительной ветви власти.

Преподаватели, студенты, принявшие участие в интересной и содержательной встрече, заверили депутатов Сената Парламента РК в том, что на предстоящем пятого июня референдуме сделают осознанный и отвественный выбор.

 

Читайте также