Свидетели эпох далеких

 Уникальные экспонаты из первоначальной коллекции Кокшетауского историко-краеведческого музея сохранились до наших дней и представлены в залах древней истории и Великой Степной цивилизации «Ұлы Дала өркениеті», посвященной истории Казахской государственности.

В архивных и музейных рукописях первой половины ХХ века часто можно встретить понятие «Алмазная сопка». Кокшетауская Алмазная сопка – это небольшая каменистая возвышенность, свое название получившая от найденных здесь «алмазов», по всей вероятности, кристаллов белого кварца. В одном из отчетов археологической экспедиции, упоминается имя информатора из Кокшетау Нурпеиса, 1865 рода рождения, который сообщает, что исконное название сопки – «Қаратөбе», и когда-то она была покрыта сосновым лесом.

Это, в свою очередь, подтверждается и географическим оронимом «Каратөбе», что в переводе с казахского означает темную возвышенность. Кстати, археологической находкой 1925 года из «Қаратөбе» или «Алмазной сопки» является кремниевый наконечник стрелы, изготовленный в технике отжимной ретуши в эпоху неолита. Древнейший экспонат Кокшетауского краеведческого музея, датируемый VІІ-ІV тысячелетием до нашей эры и сейчас представлен в современной экспозиции раздела «Ар-хеология края».

В зале древней истории из эпохи неолита – периода, когда каменная индустрия в мировой истории человечества достигла своего расцвета, до нас дошли и сохранились раритетные предметы, среди которых и каменные утюжки – прототипы современных электроутюгов. Известно, что в новокаменном веке древние люди стали заниматься ткачеством, шить одежду и украшать керамическую посуду орнаментом. Один из миниатюрных утюгов, представленный в экспозиции зала археологии, был изготовлен древнейшим камнетесом-ювелиром, жившим на территории региона в V-ІІІ тысячелетии до нашей эры. Артефакт был найден недалеко от города Кокшетау в сентябре 1925 года.

Годом раньше в музей поступили ценные артефакты. Вот как об этом рассказывал заведующий И.С. Хохлов: «Череп найден случайно на берегу р. Чаглинки, в 20-ти верстах (21,336 км) от Кокшетау, вверх по ее течению, жителем Одушевым из заимки, что на берегу самой реки. Срывая крутой берег, чтобы сделать ход к реке, Одушев не глубине 2,5 аршин (1,778 м) от поверхности наткнулся не какие-то твердые предметы. Углубляя раскопку, он нашел скелет человека с длинным черепом, а около него следующие предметы – с левой стороны: три огромных сосуда, сделанные из темной массы, с узорами, с каким-то беловатым веществом внутри; с правой стороны лежали два камня – полированный молоток и полированный кусок яшмы зеленого цвета. В ногах человека стоял маленький горшок с узором. Слева лежали: маленькие копья и стрелы – кремневые, костяные и медные, круглая, резная коробочка, две бусы из зубов животных и мелкие косточки вроде шила, копья и т. п. Все найденные предметы Одушев отдал музею».

В одной из рукописных статей И.Хохлова «Старинные антропологические находки в Кокшетауском музее», написанной 12 ноября 1924 года, сообщается о двух артефактах: железном копье и человеческом черепе, которые в марте того же года в музей принес народный судья А.И. Ковалев. Артефакты были найдены на территории бывшей Сухотинской волости Кокшетауского уезда, ныне – территория Тайыншинского района Северо-Казахстанской области.

В 1927 году недалеко от озера Айдабол в Зерендинском районе, у села Викторовка, местные жители, обнаружив древний курган, самостоятельно начали вести раскопки. Спустя некоторое время из Кокшетау приехал И.С. Хохлов, который продолжил раскопки айдабольского кургана, а затем доставил артефакты в музей. В тот же год музейная коллекция пополнилась археологическими предметами: череп и кости древнего человека, медная трехлопастная стрела, часть бивня древнего кабана и другими.

Наибольшую ценность представляли восточная серебряная чаша и бронзовое зеркало, до наших дней не сохранившееся. В экспозиции музея, простояв два года, в 1929 году серебряная чаша, как выражались в те времена, «была изъята» из музея районным финансовым отделом города Кокшетау. От бронзового же зеркала остался лишь рисунок в натуральную величину, диаметром около 12 см.

Отметим: в Китае бронзовые зеркала стали использоваться не позднее XI века до н.э. На территорию Казахстана предметы искусства из других стран мира доставлялись по Великому Шелковому Пути – «Ұлы Жібек Жолы», соединявшему мировые культуры Востока и Запада, именно поэтому Казахские степи с древности называли «Историческими воротами народов».

Таким образом, археологические артефакты из небольшой коллекции Кокшетауского музея 1920-х годов представляли период позднего палеолита, раннего железного века и эпохи бронзы. Дошедшие же до нас утюжок из неолита, камень поклонения в древнейшем стиле сакского искусства, вместе со средневековым тюркским памятником баба-тасом, снаряжением и вооружением казахского батыра эпохи ханства, столетие назад составили основу первых коллекций первого музея в Кокшетау. Бесценные раритеты как ожившие свидетели далеких исторических эпох продолжают восхищать сегодня и современного посетителя.

Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,

старший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея.

 

Читайте также