«Кто-нибудь в поликлиниках видел стенды, буклеты с информацией об аутизме, задержке психического развития? А ведь многие проблемы у нас возникают из-за того, что люди плохо информированы».
«Чтобы в реабилитационный центр попасть, нужно направление, подписанное неврологом, принимающим на участке. А его либо нет совсем, либо запись на месяцы вперед».
«Реабилитационные центры принимают наших детей в том случае, если есть неврологическое заболевание. Для аутистов без неврологии квот выделяется очень мало».
«Система такова, что коррекцию дети получают не более шести месяцев в году. Домашнее обучение, как правило, не дает положительной динамики, социализации не способствует. Чтобы вернуть детей в школы, надо увеличить количество индивидуальных ассистентов-помощников».
«Для наших детей очень мало культурных мероприятий, их не берут в спортивные секции. Мы часто слышим: «Зачем вам это?».
«Почему для оформления инвалидности надо обязательно ложиться в стационар? Разве недостаточно регулярного медицинского наблюдения? В общественном транспорте бесплатный проезд только для ребенка. Но мы не можем отпустить его одного. На стоматологическую помощь нашим детям тратим десятки, а бывает, что и сотни тысяч тенге».
Это только часть вопросов, озвученных родителями детей с особыми потребностями на совместном заседании региональных общественных советов по вопросам семьи и социальной защите населения, образованию и здравоохранению при Акмолинском региональном филиале партии «AMANAT». Тема выездного заседания, прошедшего на базе кокшетауской СШ №4, – «О межведомственном взаимодействии государственных органов по решению актуальных проблем детей с особыми потребностями, в том числе детей с расстройствами аутистического спектра».
Название звучит довольно сухо, но точно отражает суть. Для того, чтобы обеспечить право на образование, охрану здоровья наших маленьких сограждан, независимо от их особенностей, государственные органы делают немало, средств для этого не жалеют. Но эффекта можно достичь не только общими усилиями, а именно координированными, заранее думая о комплексном решении проблем, а лучше – предвосхищая их.
По информации специалистов областного управления образования, в области проживает 10601 ребенок с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью – 1616 детей. На учете в медицинских организациях с диагнозом «аутизм» состоят 255 детей.
— Нарушение развития головного мозга, — так определила это сложнейшее заболевание главный педиатр области, заместитель руководителя областного управления образования Елена Иванова.
Описанный ею диагностический маршрут направлен на максимально возможное раннее выявление заболевания. Понятно, что в этом случае коррекционные мероприятия могут быть более эффективными. Но. Детских неврологов и психиатров не просто не хватает. Их не хватает критично. По словам Натальи Юрьевны, даже те двое специалистов, которым областная детская больница оплатила резидентуру, ушли в частную медицину. Нет детского офтальмолога, эпилептолога. Вопрос со стоматологической помощью – вообще особый. Оказывать ее иногда приходится под обшей анестезией. Возможностей детской областной больницы, где такая помощь оказывается, явно недостаточно. У детей с особенностями здоровья часто встречается множество противопоказаний к анестезии. А что такая зубная боль, мы знаем… Вот и готовы родители платить любые деньги частным специалистам, лишь бы те помогли их особенным детям.
Совсем немного времени остается до завершения перемещения детского психиатрического отделения из села Алексеевка в город Кокшетау. Привезти ребенка в областной центр куда легче. Создадут условия для совместного пребывания и ребенка, и мамы. Будет и дневной стационар. В недалекой перспективе – реабилитационное отделение для детей ментальными и поведенческими нарушениями. Пока реабилитация детей с аутизмом возможна лишь в Алматы и Нур-Султане.
Но главное условие этих и многих иных планов – наличие специалистов. И не только в сфере медицины.
По информации управления образования, в области с детьми с особыми образовательными потребностями работают порядка 697 специальных педагогов (учителя, логопеды, дефектологи, тифлопедагоги, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, педагоги-психологи). Заявленная потребность на 2022-2023 учебный год составляет 17 педагогов.
В будущем году планируется ввод в строй детского сада для детей с нарушением речи на 280 мест (Кокшетау, мкр. Сарыарка), детского сада для маломобильных групп населения на 166 мест в (Кокшетау, мкр.Коктем). В этом году – строительство пристройки к Специальной школе-интернату №1 в г. Кокшетау. До 2025 года планируется открытие 103 ресурсных кабинетов поддержки инклюзивного образования. Специалистов готовить нужно уже сегодня.
Гранты акима области на специальность «Дефектология» выделяются, начиная с 2019 года. И опять «но». В 2019 из 20 грантов востребованными акмолинцами оказались всего девять, в 2020-м – четыре. В прошлом году претендующих на 15 грантов, выделенных на подготовку кадров с высшим и послевузовским образованием по специальности «Специальная педагогика», не оказалось вовсе.
Думается, дело в том, что выпускники школ и их родители элементарно плохо осведомлены об этой специальности. И, что немаловажно, о существенных льготах, надбавках к заработной плате. Но главное, конечно, – любовь к детям, желание помочь. Думается, что и специалисты со стажем, и молодые специалисты должны подключиться к профориентационной работе.