С Владимиром Львовым мы познакомились на семинаре «Агроэкология – основа эффективного фермерства». Его организаторам – ОО «Жер – Ана — Астана» (село Карабулак Степногорского региона) и Агентство Инициатив Развития (Кыргызстан) удалось собрать очень интересных участников: энергичных, ищущих, готовых к новшествам.
Владимир обратил на себя внимание спокойствием, взвешенностью суждений, присущими, увы, далеко не всем его ровесникам, которые недавно 30-летний рубеж преодолели.
Так у парня судьба сложилась, что с родным отцом познакомился уже восемнадцатилетним. Родители развелись, когда ему едва годик исполнился. Ну что же, это жизнь. Бывает. Но недостатка в «твердой мужской руке» отнюдь не испытывал.
-Меня в Акколе долго знали не как Львова, а как внука Ахмерова — о своем дедушке Владимир говорит с уважением и любовью. — Ему сейчас 87. В поликлинике в очереди ему говорят: «Мы – пенсионеры, без очереди пройдем. А ты – подождешь». А ведь в 45 лет деду и сахарный диабет, и астму бронхиальную диагностировали. Пчелы помогли.
Владимиру было 12, ехали на пасеку, случилась авария. Дед все лето с виновниками разбирался, по инстанциям ходил. А мальчик на пасеке жил один: «Дед приезжал, конечно. Еду привозил, указания давал, проверял, как прежние задания выполнил. И снова уезжал».
Когда начался сенокос, стало веселее, с родителями вместе и сыновья приезжали. «Бартер» – мед в обмен на кумыс – организовали быстро, а чаще просто лакомились вместе. «До сих пор кажется, что ничего вкуснее не ел, — делится Владимир. — Это для меня вкус детства. Пчелы жужжат, свежескошенной травой пахнет, солнце, тепло…»
Наш собеседник не скрывает, что «после школы чем только не занимался». Пчел держал всегда, но они были подспорьем, хобби. А вот главным делом жизни стали лет шесть-семь назад, когда Владимир Львов серьезно заболел. После операции, помимо предписанных докторам лекарств, к народной медицине обратился. Пример деда-долгожителя перед глазами.
Он и первые 10 ульев дал. Теперь на пасеке Львова – около 50 семей, почти все улья обновил.
— Идешь ранней весной по Акколю, — рассказывает его земляк Монтай Иманов, — улица, дома серые… Подходишь к дому Львова – двор красочный, улья яркие, разноцветные. Глаз радуется.
Улья из яркого полиуретана радуют не только глаз. Они гораздо легче деревянных, да и меда живущие в них пчелы больше дают. А пчела, по словам Владимира, в негативной среде жить не будет. Улетит.
На вопрос о рентабельности «медового» бизнеса отвечает по принципу «Вот и считай». Одна пчелиная семья стоит (во всяком случае, в прошлом году) в пределах 20 000 тенге. При хорошем, правильном уходе дает не менее 50 кг меда. «Стартовать сложно, а дальше – доход будет. Но непросто все, конечно».
Самым сложным для акмолинских пчеловодов он считает даже не сбыт («продавать я научился»), а отсутствие на полях медоносных культур. Не сеют их у нас. Поля, засаженные зерновыми, пчелам неинтересны.
— Вот мы и рыщем по всей области, ищем, где хозяин не смог свои земли засеять и они травой зарастают, — с горечью говорит Владимир. — А ведь при грамотном севообороте засевай часть полей донником каждые три-четыре года, и плодородие восстановится. Он же так землю обогащает!
Очень по-хозяйски Владимир рассуждает о том, что с каждого гектара земли, засеянного медоносами, можно получить не менее пяти тонн ценнейшего сена, реализовать его с пользой для себя и владельцев ЛПХ.
Хотел пчеловод Львов сам землю в аренду взять под медоносы: «Меня или не слышат, или говорят, что нет свободных участков. А в районе конкретно сказали, что не потяну, вложения большие нужны».
В одиночку, действительно, сложно. Но на семинаре появилась надежда на кооперацию небольшую, шла речь и о возможности субаренды, при которой нужно оплатить семена и работу. Так что подумать есть над чем.
Продавать мед Владимир тоже научился не сразу. Главный «двигатель» товара, как известно, – реклама. А лучшая реклама меда – это «сарафанное радио», когда «из уст в уста» передается, что мед и другие продукты пчеловодства у Львова отменные.
Владимир уже в детстве не понимал, как это – мед не любить. А сейчас – тем более: «Слышу иногда: «Баночку меда купила, она так и стоит. Дети не едят». Да уберите вы сахар со стола. Вы думаете, что заморские сладости больше пользы детям принесут?». Но потребительский спрос учитывать, конечно, надо. И стали в семействе Львовых изготавливать «казахстанскую нутеллу»: в крем на основе меда добавляют натуральный шоколад. Мед со смесью орехов тоже расфасовывают по баночкам.
Себестоимость этих вкусных лакомств нетрудно представить. Особенно по нынешним временам. Но спрос есть. Небольшой, но устойчивый. Не скрывает Владимир и того, что медовуха по фирменному рецепту раскупается быстро: «не пропадать же добру, бывает, мед старый скапливается. И это же не «бормотуха» какая-нибудь. Напиток полезный».
Мечтает он и том, чтобы домики по образцу «гостевого туризма» построить: «Представьте, роса, трава благоухает, вы – дремлете на ложе, сооруженном на ульях, в них пчелы своей жизнью живут. Хотите – мед качайте, хотите – просто смотрите и пробуйте…».
Вот такими заботами и живет потомственный пчеловод Львов. Здоровья Вам, Владимир, терпения. Пусть любимое дело, любовь жены и дочурок, поддержка друзей и единомышленников станут залогом долгой и успешной жизни.
Аккольский район