«Ак калпак» — символ гор и чистоты

В первые дни первого весеннего месяца, когда в Кыргызстан приходит весна и расцветают подснежники, жители страны белоснежных гор отмечают традиционный праздник в честь национального головного убора — Ак калпак күнү (День ак калпака). С этой интересной традицией акмолинцев познакомили активисты кыргызского общественного объединения «Манас» на концерте, собравшем друзей в «Қоғамдық келісім».

— В Акмолинской области проживают 2000 кыргызов, 200 из них — в Кокшетау. Наш этнокультурный центр «Манас» — пока самый «молодой» в «Доме дружбы». Мы работаем с сентября прошлого года, — рассказал председатель общественного объединения Закирдин Жоробеков.

Но несмотря на короткий срок знакомства с близким дружественным народом, его этнососеди уже успели проникнуться уважением к активистам кыргызского центра благодаря многочисленным добрым делам и благим начинаниям.

За это время «манасовцы» участвовали в благотворительной акции «Дорога в школу», подарили продуктовые корзины ветеранам труда на День пожилых, а в январе, во время режима ЧП, развозили горячую еду тем, кто стоял на страже нашего благополучия.

В День ак калпака к щедро накрытому дастархану, чтобы отведать национальную кухню кыргызского народа, присоединились многие, кто в этот вечер оказался на празднике. Узнали рецепты приготовления максым шоро (киргизский квас из пшеницы), жидкого курта, восхитились вкусом баурсаков, чак-чака, тандыр-нана, самсы.

Гости мероприятия узнали, что на протяжении нескольких веков из поколения в поколение головной убор ак калпак, который принято носить практически не снимая, передается по наследству, а изготавливается специально, согласно возрасту — для мальчиков, юношей, женатых мужчин и старейшин. По ценности своей он равнозначен разве что резвому скакуну, и не так прост, как кажется на первый взгляд.

У кочевников не было принято много говорить, они по головному убору издалека понимали, кто стоит перед ними. В старые времена достаточно было лишь одного взгляда на этот национальный мужской головной убор, чтобы узнать, откуда родом джигит, сколько ему лет, каковы его социальный и семейный статусы.

Издавна ак калпак изготавливали только из войлока белого цвета. Его выкройка проста: четыре расширяющихся клина, форма напоминает пирамиду. Снизу они не сшиваются, что позволяет поднимать или опускать поля, а верх изделия украшают кисточкой.

Каждый элемент калпака имеет огромное значение. Например, на детском головном уборе имеются четыре «лепестка», направленные в разные стороны. Этот узор называется «умай эне». Его вышивали на детских принадлежностях, так как считалось, что мать Умай (богиня — покровительница детей) охраняет ребенка во сне от злых духов. Если, например, цвет окантовки и отворот зеленые — значит владельцу 12 лет. Когда молодому человеку исполнялось 24 года, цвет окантовки менялся на голубой. Менялся и узор: он вытягивался в две стороны. Это означало, что обладатель ак калпака уже вполне взрослый и может воевать, защищать свой дом. Когда джигит искал невесту, то надевал калпак с красными или бордовыми отворотами. 36-летний мужчина заменял кант на головном уборе на коричневый, а в 48 лет — на бежевый. И тогда любой человек понимал: этот мужчина может подавать пример подрастающему поколению. Черный цвет появлялся на калпаке мужчины, перешагнувшего 60-летний рубеж. А если, например, вдовец решался жениться во второй раз, то надевал белый калпак с каймой из черного войлока.

— Мы — дружная семья, живем в Казахстане: татары, уйгуры и русские с нами! Так пусть же окрепнет во веки веков дружба народов всех возрастов! — трогательно читали стихи маленькие «манасовцы». Под дружные аплодисменты наших земляков красивую, жизнеутверждающую песню «Жақсы адамдарым», кюи «Арманай» и «Өмір» под аккомпанемент домбры и кобыза исполнили активистка центра Анара Мусабаева и ученица школы-лицея № 2 Жасмина Ормонбаева. Музыкальные подарки «Қырғыз жері» и «Жолыққан қандай жақсы» подарили гостям хор девушек и Нурэл Таалайбеков, народные ансамбли «Русская песня» и татарский «Галиябану».

-Я приехала учиться в Казахстан в 1981 году, вышла замуж за казахского парня, так и осталась, — поделилась активистка центра «Манас», преподаватель художественного труда СШ № 2 Гульбара Нурканова.

— После 11 класса, в 93-м году, отдыхала в Кокшетау у родственников. Город мне понравился. И этой же осенью я поступила здесь учиться на экономиста в университет. Через 4 года вернулась в Бишкек, а потом решила все-таки жить в Казахстане. Вышла замуж, воспитываю троих детей, — рассказала главный экономист противопожарной службы Гульбарчын Абдыкеримова.

— Мы — единый народ Казахстана! Желаем ОО «Манас», нашим близким соседям-кыргызам, с которыми нас связывает крепкая вековая дружба, мира и благополучия! — сказали председатели общественных объединений «Русская община» и татар и башкир Акмолинской области Александр Артеменко и Рафаил Сулькарнаев. Председатель объединения поляков Наталья Нагачевская поблагодарила членов этнообъединения «Манас» за то, что поделились прекрасными традициями, пожелала процветания, благополучия.

«Мир – это лучшее слово на свете! Взрослые к миру стремятся и дети. Птицы, деревья, цветы на планете. Мир – это главное слово на свете», — громко со сцены декламировали маленькие активисты этноцентра «Манас», а как известно, — устами младенца глаголит истина.

By Вероника Александровна Бурда

Заместитель ответственного секретаря. Тел. (7162) 40-28-12

Related Posts