«Конечно, у нашей страны есть большие возможности, но и у них есть свои пределы. Главное, что необоснованное желание получить социальные пособия лишает человека возможности зарабатывать себе на жизнь. Такой неприятный образ жизни уже начал негативно сказываться на воспитании потомства. Следовательно, необходимы радикальные изменения. И закон, и общество должны изменить сознание людей».
Эти слова Главы государства стали лейтмотивом совместного заседания общественных советов по вопросам семьи, женщин защиты прав детей и по поддержке занятости и социально-уязвимых слоев населения при Акмолинском областном филиале партии «Аманат».
Сколько акмолинцев в помощи нуждаются
«За 2021 год проведено 3489 мероприятий для семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Различную помощь получили 44125 чел. на сумму 271 млн тенге».
Такие данные привела в своем выступлении заместитель руководителя областного управления занятости и социальных программ Шолпан Рахматуллина.
Суть мероприятий – благотворительные акции, дополнительная помощь к праздничным датам за счет привлеченных средств… Для семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, никакая помощь лишней, конечно, не будет. Таких людей немало. И, как правило, попадают в такие ситуации члены семей, относящихся к категории неблагополучных.
На первое января нынешнего года в области насчитывается 267 тыс. семей, из них благополучных – 73 тыс., удовлетворительных – 187 тыс., неблагополучных — 7 тыс., то есть 3% от общего количества. Выявляют их в ходе мониторинга социальной карты семей и в результате подворовых обходов, организуемых ассистентами центров занятости.
На вопрос о том, как определяется категория семьи, Шолпан Салыковна пояснила, что критериями являются наличие (отсутствие) жилья, работы, уровень доходов, состояние здоровья, уровень образования, внутрисемейные отношения, доступность социальной инфраструктуры..
Размеры государственной помощи, оказываемой людям, находящимся в трудной ситуации, разные люди могут оценить по-разному. Но она есть и оказывается на системной, постоянной основе.
Судите сами. Только в прошлом году единовременную социальную помощь на сумму 372 млн. тенге за счет средств бюджетов регионов области получили 7194 акмолинцев. Среди них дети с ВИЧ-инфекцией, онкобольные, больные туберкулезом, освободившиеся из мест лишения свободы, понесшие ущерб в ходе стихийных бедствий…
Почему в регионах ситуация разная?
Наибольшая доля неблагополучных семей в прошлом году оказалась в районах Биржан сал – 8,2%, Жаксынском – 4, 5%, Атбасарском – 3,4%, Аккольском – 3,1%, Зерендинском – 2,9%, городах Степногорс и Кокшетау – по 3,5 и 3,4%.
Ответ на вопрос, почему именно в этих регионах сложилась такая ситуация, пытались найти члены советов. В областном центре, равно как и в промышленном Степногорске, доступ к социальной инфраструктуре, возможность найти работу, получить лечение при проблемах со здоровьем, обучиться профессии – достаточно высоки.
Что касается районов, очевидно, что принципиальных различий между, допустим, Жаксынским и Жаркаинским, Биржан сал и Буландынским нет, но ситуация с количеством неблагополучных семей – разная.
Возможно, просто больше неблагополучных семей регистрируют там, где лучше работают группы оперативного реагирования (в них входят участковые полицейские, патронажные медсестры, школьные инспектора, психологи, социальные педагоги, работники социальной защиты), откликающиеся на каждый тревожный звонок соседей, учителей, ассистенты отделов занятости, регулярно осуществляющие подворовые обходы. Выявляют, регистрируют…
Второй вероятной причиной может служить нечеткость критериев отнесения семей к той или иной категории.
— Нужны не просто названные характеристики, но их однозначное, единое для всех количественное измерение, — говорил первый заместитель председателя областного филиала партии «Аманат» Галым Бекмагамбетов.
А еще одной причиной может служить нежелание самих людей, получающих помощь, прилагать усилия, чтобы преодолеть трудную жизненную ситуацию.
Как сделать АСП действительно временной мерой
- Количество получателей АСП в нашей области в сравнении с предшествующим годом снизилось на 1918 человек (13%). Данные, приведенные Шолпан Рахматуллиной, свидетельствуют о том, что произошло это за счет увеличения доходов населения, занятости, участия трудоспособных членов семьи в активных мерах занятости.
- При этом. «Трудоустроены многие, но размеры заработной платы таковы, что не позволяют людям выйти из категории малообеспеченных», — констатировала Шолпан Салыковна.
- Низкие заработные платы – проблема не только акмолинцев. Именно о ней Глава государства говорил как проблеме «работающей бедности». Для ее решения, конечно, нужен комплекс мер, далеко выходящий за пределы социальной сферы. Но и самому человеку, видимо, не стоит ждать, что высокую заработную плату получит автоматически и сразу, опыт надо приобретать, квалификацию повышать, если надо – переобучиться. Возможности для этого есть. С возрастом, конечно, найти работу сложнее, но специально для людей старше 55 лет начала работать программа «Серебряный возраст», гарантирующая не только трудоустройство, но и субсидирование государством значительной части заработной платы.
- Условием получения адресной социальной помощи является обязательное трудоустройство тех членов семьи, которые работать могут и должны. Есть семьи, которых лишили этой весьма существенной материальной поддержки именно потому, что папа (мама) отказались от предложенных рабочих мест. Как правило, это как раз семьи из категории неблагополучных. «Или выйдет на работу, неделю продержится, уходит в запой. Работодатель его увольняет», — говорила на совещании Шолпан Салыковна.
- — Сколько раз сталкивалась в районах с такой ситуацией: предлагаем работу, часто надомную, хорошо оплачиваемую. Мамы отказываются: «Нам хватает: АСП, пенсия родителей…», — председатель Совета деловых женщин при палате предпринимателей Акмолинской области «Атамекен» Гульнар Кусаин говорит об этом уж не впервые. — Их не заставить. Найдут сотни причин, чтобы не работать, но АСП получать.
- Солидарен с нею и заместитель акима г. Кокшетау Азамат Искаков: «Приходит человек за помощью, разъясняем, предлагаем, прорабатываем все варианты трудоустройства, переобучения. Отказывается, не хочет прилагать усилий – это его выбор».
- Вероятно, они правы. Но ведь в любом случае, заложниками ситуации с нежелающими работать родителями остаются дети. А по большому счету, не только они, но в какой-то степени все, живущие рядом с неблагополучными семьями.
- — Значит нужна работа комплексная и точечная, — говорили участники заседания.
- Смогли же степногорцы добиться того, в селах Богенбай и Изобильное вообще нет получателей АСП. Конечно, рабочих мест в промышленном центре больше, чем в других регионах области. Но и там есть многодетные, одинокие мамы с детьми, есть семьи, взрослые члены которых от вредных привычек, увы, не свободны.
- Но, по словам заместителя акима города Гульназ Абиловой, за три года жители этих сел получили 37 кредитов и 25 грантов на открытие собственного дела. Люди открыли ИП, расширили ЛПХ. И это стало мощной мотивацией для личностного роста, изменения образа жизни. Очевидно, что работать с ними пришлось немало – разъяснить, с оформлением документов помочь. Но результат очевиден.
- «Помочь можно тому, кто сам хочет себе помочь», — это аксиома. Но пытаться мотивировать к этому можно и нужно.