«Прощайте, и прощены будете»

Отшумела сытная, веселая, озорная, блинная неделя. В воскресенье православные всего мира обратятся друг к другу со словами «Прости меня» и услышат в ответ «Бог простит, и я прощаю».

И так на протяжении многих столетий. Традиция просить прощения перед христианским постом восходит к V-VI векам. Палестинские монахи почти все сорок дней поста проводили в одиночестве и аскезе, уходя за пределы монастыря или города в пустыню. Это было действительно сложное испытание, поэтому многие иноки не возвращались обратно к Страстной седмице.

Поэтому перед началом поста монахи стали прощаться друг с другом и просить прощения на случай, если больше не увидятся. Так что это было и Прощеное, и, одновременно, Прощальное воскресенье. Традиция закрепилась и была со временем перенята в других монастырях, а потом и среди верующих мирян.

А сейчас, видимо, и среди не верующих. Когда получаешь в мессенджерах веселенькие открытки с незатейливым текстом «Прошу у вас прощенья в святое воскресенье», «В это утро воскресенья я прошу у вас прощенья», трудно представить, что их отправляют люди, готовящиеся к посту, понимающие всю глубинную суть Прощения.

Потому что в этот день «Прости меня» — не ритуальные слова, а огромная работа над собой, переосмысление сделанного и не сделанного, сказанного и того, что сказать не решился…

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Это прощение необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни. Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним».

Значимость Прощеного воскресенья столь велика, что о нем писали поэты, прозаики, религиозными людьми себя отнюдь не считавшие.

Вспомните, как сложно признаться Эдуарду Асадову: «Нет, не бывать мне в праведниках, видно!». Потому что не может ответить он «Да» на вопрос своей внучки «Не будем говорить, Кто в мире злей, а кто добрей душою. Вопрос вот так стоит перед тобою: А смог бы ты предательство простить?».

Ну, что же, очень непросто внять господнему призыву, который облек в стихотворную форму Борис Пастернак: «Учись прощать. Молись за обижающих, Зло побеждай лучом добра. Иди без колебаний в стан прощающих, Пока горит Голгофская Звезда».

Как горько и совсем не смиренно звучат слова Анны Ахматовой: «Я всем прощение дарую. И в Воскресение Христа меня предавших в лоб целую. А не предавшего – в уста».

И какими же пророческими становятся стихи Андрея Дементьева: «Прощаю всех, кого простить нельзя. Кто клеветой мостил мои дороги. Господь учил: «Не будьте к ближним строги. Вас все равно всех помирит земля».

Читайте также