Съезд педагогов системы дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан на тему «Современное дошкольное воспитание и обучение: тенденции, проблемы, перспективы» впервые в истории этой сферы состоялся в Акмолинской области.
В его работе приняли участие министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов, заместитель акима области Айна Мусралимова, а также более 300 специалистов и экспертов сферы образования, представители Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Казахстане, неправительственных организаций и издательств.
— Дошкольное воспитание и обучение имеет очень важное значение в целом для развития образования. Главной задачей, стоящей на данный момент, является обновление содержания программ обучения. Потому что современные дети отличаются от других поколений. Заставлять 3-летнего ребенка сидеть 20 минут и усваивать информацию неправильно. Надо перестроить систему воспитания и большую часть обучения уделять играм с детьми, а гибкость в программах, типовых учебных планах — веление времени, — сказал, выступая на пленарном заседании съезда, Асхат Аймагамбетов.
— За годы независимости в нашей стране были выработаны системные меры по развитию дошкольного воспитания. Это позволило расширить сеть дошкольных организаций в области в 10 раз (от 63 до 600) и увеличить охват детей дошкольным воспитанием и обучением от трех до шести лет почти в 12 раз. Сегодня в нашей области функционируют 120 частных детских садов. Появился альтернативный вариант дошкольных организаций: реализуются 11 проектов государственно-частного партнерства почти на 1 млрд тенге. За счет бюджета в эти годы построены около 30 детсадов, к 2025 году планируется создать еще около 3 тыс. мест в дошкольных организациях, в том числе для детей с двух лет, — отметила Айна Мусралимова.
Во время выступлений докладчиков были высказаны наболевшие проблемы педагогов, руководителей организаций сферы дошкольного воспитания и обучения, подняты актуальные вопросы, касающиеся не только образовательных программ.
Председатель Казахстанской ассоциации непрерывного образования Лейла Куленова поделилась своим видением влияния общества на современного воспитателя. Она смело подняла ставшую актуальной в нашей стране в последние годы тему недовольства общества качеством образования. Отметила и вопиющие случаи, связанные с рукоприкладством в детских садах, и вызвавшие огромный резонанс среди казахстанцев.
— Такие ситуации ставят под удар всю систему образования в нашей стране. Статус нынешнего педагога очень сильно пострадал. Но среди нас есть много профессионалов, чей труд действительно неоценим, — сказала она. — Необходимо сделать честный анализ и выработать правильные решения для устранения проблемы. Следует изучить все факторы, влияющие на профессиональный рост воспитателя: регулярно меняющиеся тренды в образовании, которым он просто не успевает соответствовать, высокие требования со стороны родителей, вызывающие напряжение. Ведь не секрет, что сейчас, в наше сложное время, многие родители переложили воспитание собственных детей на плечи воспитателя.
По ее глубокому убеждению, начало рабочего дня воспитателя не должно начинаться с выяснения отношений с родителями, ведь ему потом предстоит целый день общаться с детьми, играть, улыбаться, стараться оставаться эмоционально спокойным. Необходимо менять общественное мнение, повышая статус педагога в сознании каждого родителя. И, конечно, менять подходы к оплате труда.
Спикер вышла с предложениями о социальных льготах для коллег таких, как лечение в санаториях, например, обеспечение углем и другими необходимыми вещами. По ее мнению, педагог должен сам выбирать курсы повышения квалификации по своим потребностям: компьютерную грамотность, инклюзию или другие направления, тогда и центры повышения квалификации смогут между собой конкурировать.
— Система раннего развития детей во всем мире является трендом. Съезд ориентирует педагогов республики на приоритетные направления: подготовку кадров (ведь педагог является главным лицом дошкольной организации), раннее развитие детей от 0 до 3 лет и инклюзивное образование (давать равные возможности всем детям), обеспечение безопасной среды, — поделилась доцент, кандидат педагогических наук кафедры дошкольного и начального образования Казахского национального женского педагогического университета г. Алматы Бахытжамал Арзанбаева.
— Встреча оставила самые лучшие впечатления. Выражаем огромную признательность Министерству образования, городу Кокшетау за гостеприимство. Произошел большой обмен мнениями на высоком профессиональном уровне. Подняты актуальные вопросы и приняты нужные решения. Самое главное, теперь у нас есть огромное сетевое сообщество педагогов-дошкольников, где мы будем работать только на результат, — сказала участница мероприятия, доктор педагогических наук, профессор, директор КГУ «Валеологическая специализированная школа-комплекс для одаренных детей» г. Усть-Каменогорска Наталья Ахаева.
— Чему Вы научились за два года пандемии и как Вы предлагаете учащимся, родителям, педагогам двигаться дальше? — задали вопрос министру образования и науки РК журналисты «АП».
— Научились многому… До пандемии долго дискутировали о том, насколько нам нужны дистанционные методы обучения. Теперь ни у кого нет сомнения, что определенную часть мероприятий можно проводить в онлайн-формате, — сказал Асхат Аймагамбетов.- Вынужденный переход к дистанционному обучению, конечно, обнажил многие проблемы, но и позволил коллегам повысить компетенции в сфере цифровых технологий.
Если до этого, например, никто не знал, что такое zoom, то сейчас любой педагог знает, как работать, оценивать детей, как использовать интернет-платформы, информационные системы.
Безусловно, наиболее предпочтительным является именно традиционный формат обучения. Ведь образование — это не просто передача информации. Это вопросы социализации: когда дети приходят в школу или детсад и общаются друг с другом, когда родители приходят в школу… Это взаимодействие сложное, но только так можно получить опыт, который нужен всем детям, это невозможно обеспечить дистанционно. Далее будем двигаться к смешанному формату. Преимущественно будем использовать традиционный формат, но некоторые вещи мы должны постепенно научиться преподавать и через дистанционные технологии, это дело будущего.
Участники съезда воспользовались свободным микрофоном и озвучили свои пожелания и предложения: расширить перечень профессиональных конкурсов, при подготовке педагогов включить двухдипломное образование по смежным специальностям (например, воспитатель и педагог-психолог), снизить пенсионный возраст.
Подводя итоги встречи, Асхат Аймагамбетов подчеркнул, что во главе угла должен стоять ребенок со всеми его потребностями и нуждами, порой не совпадающими с видением и удобством воспитателя, педагога или руководителя детского учреждения. А статус педагога зависит не от принятых законов, а от него самого. Он подчеркнул, что если педагог будет подавать пример своим профессиональным и деликатным поведением с детьми, родителями, коллегами, то его статус в обществе будет неизменно высок.
Фото Айбека Даньярова.