Законам нужна «маневренность»

Наверное, каждый из нас не раз слышал, что решение множества проблемных вопросов требует внесения изменений в законодательство Республики Казахстан, подзаконные нормативные акты, даже реформирования целых отраслей экономики. Что же конкретно можно изменить в наших законах, чтобы улучшить жизнь людей? Об этом мы побеседовали с предпринимателем в недавнем прошлом, а ныне – государственным служащим, акимом Зерендинского района Асеном Жаксылыковым.

— Асен Дулатович, одна из наиболее острых проблем, которую поднимают сегодня на всех уровнях, – сроки проведения открытых конкурсных процедур по государственным закупкам. Что конкретно, на Ваш взгляд, не устраивает исполнителей закона?

— Ежегодно, а иногда и несколько раз в год вносятся изменения в Закон РК «О государственных закупках» и, соответственно, в «Правила осуществления государственных закупок» с целью обеспечения прозрачности, равных условий, добросовестной конкуренции, недопущения коррупции. Вместе с тем, на проведение одного конкурса с учетом выходных и праздничных дней в лучшем случае уходит два месяца. Чаще всего после завершения конкурса итоги его участниками обжалуются в суде. Это как минимум вдвое продлевает его сроки. А у людей создается впечатление, что госслужащие не умеют оперативно использовать уже выделенные средства. Проведение конкурсов по спецпорядку в 2020 году показало, что местные исполнительные органы могут работать быстрее и эффективнее. Поэтому необходимо внести изменения в Закон «О государственных закупках» и «Правила осуществления государственных закупок» о сокращении сроков приема и рассмотрения заявок, публикации итогов, сроков проведения камерального контроля и т.д. Сокращение только сроков приема заявок с 15 дней до 5 и сроков рассмотрения заявок с 10 рабочих дней до 5 позволило бы уменьшить срок проведения открытого конкурса с 43 дней до 28.

Кроме того, необходимо, на наш взгляд, внедрить проведение конкурсов по спецпорядку (с привязкой к административно-территориальным единицам) для отдельных, срочных видов работ. К примеру, последствий стихийных, техногенных бедствий; ремонта водопроводов, теплотрасс, газопроводов, школ, детских садов, больниц, дорог, мостов и т.д.

Добавлю, что назрела необходимость внести изменения и в перечень работ СНиП по видам текущих и капитальных ремонтов. К слову, акиматом Зерендинского района уже отправлены предложения в областной акимат и Мажилис Парламента РК.

— Много нареканий вызывает работа коммунальных служб…

— По ряду объективных и субъективных причин работа коммунальных служб слабо организована повсеместно, это, безусловно, вызывает недовольство жителей. Считаем, что нужно перевести все коммунальные службы в государственные учреждения либо коммунальные госучреждения, полностью финансируемые из бюджета. А бюджетную нагрузку восполнить путем увеличения объемов налога на имущество с применением коэффициентов зонирования. В таком случае жители сел не будут ежемесячно платить за тепло, воду, вывоз мусора, очистку септиков и т.д., а будут ежегодно оплачивать имущественный налог (чем больше благ, тем выше коэффициенты зонирования и, соответственно, налоги). Так или иначе, местные исполнительные органы все равно несут значительные расходы при организации деятельности коммунальных служб в части приобретения топлива, покрывают их долги за электроэнергию. При этом акиматами районов для оказания им финансовой поддержки допускаются административные и процедурные нарушения, из-за которых к ответственности привлекаются должностные лица. Лучше узаконить данные расходы.

— Общеизвестно, что процедура разработки проектов, экспертиз, дороговизна и длительность не позволяют оперативно узаконить и организовать работу полигонов ТБО в сельской местности. В результате – множество стихийных свалок, что вредит окружающей среде, вызывает недовольство жителей сел.

— В этой связи у нас есть предложение по разработке и утверждению на центральном уровне ряда типовых проектов полигонов ТБО и площадок под временное хранение отходов для применения местными исполнительными органами в зависимости от климатических, ландшафтных и прочих зон. Кроме того, необходимо наладить работу пунктов приема вторсырья. Предлагается включить услуги по хранению, утилизации и переработке ТБО в перечень услуг, предоставляемых районными игородскими коммунальными службами.

— Зерендинский район – один из регионов нашей области, где должна развиваться туристическая сфера, это ведь хорошая возможность для привлечения инвесторов.

— Да, но, к сожалению, в регионах, где имеются благоприятные условия для развития туризма местные исполнительные органы сильно ограничены в полномочиях по выделению земельных участков для развития инженерно-коммуникационной инфраструктуры (водопроводы, канализационные сети, электролинии, дороги и т.д.) в особо охраняемых природных территориях (нацпарки и лесхозы).

От потенциальных инвесторов поступают коммерческие предложения по созданию современных объектов туризма в прибрежной зоне и вблизи лесных массивов. Однако местные акиматы не имеют возможности привлечь инвестиции в отрасль, как раз-таки в связи с вышеназванными ограничениями. Поэтому со своей стороны предлагаем расширить полномочия местных исполнительных органов районов и городов по согласованию с национальными парками и лесхозами в части выделения земельных участков в долгосрочную аренду для развития инженерной инфраструктуры и привлечения частных инвестиций в отрасль туризма.

— Как можно разрешить этот вопрос?

— Для его решения, считаем, необходимо пункт 2 статьи 46 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» изложить в следующей редакции: «Участки государственных национальных природных парков для осуществления туристской и рекреационной деятельности предоставляются в краткосрочное пользование на срок до пяти лет и в долгосрочное пользование на срок до двадцати пяти лет. При размещении объектов административно-хозяйственного назначения, обслуживания посетителей, включая организацию любительского (спортивного) рыболовства, общего пользования животным миром, осуществление строительства и эксплуатации рекреационных центров, вольеров для разведения и содержания диких животных, гостиниц, кемпингов, музеев и других объектов обслуживания туристов, а также ведения хозяйственной деятельности, необходимой для обеспечения охраны и функционирования государственного национального природного парка по согласованию, а также по инициативе местного исполнительного органа».

— Как, на Ваш взгляд, можно и нужно усилить контроль над ценами на социально-значимые продовольственные товары?

В своих Посланиях Президент РК Касым-Жомарт Токаев постоянно акцентирует на этом внимание. Я хотел бы напомнить статью 9 Закона РК «О регулировании торговой деятельности», которая гласит: «Цены на товары определяются субъектами торговой деятельности самостоятельно, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, и случаев, когда по требованию поставщика заключается договор поставки продовольственных товаров, в котором по соглашению сторон устанавливается размер предельной торговой надбавки. При заключении договоров поставки социально значимых продовольственных товаров размер предельной торговой надбавки должен быть установлен в обязательном порядке. Сделка, совершенная с нарушением данного требования, недействительна.

В случае превышения пороговых значений розничных цен на социально значимые продовольственные товары на территории области, города республиканского значения, столицы уполномоченный орган вправе устанавливать размер предельно допустимых розничных цен на них на территории области, города республиканского значения, столицы на срок не более чем девяносто календарных дней».

При превышении размеров предельно допустимых розничных цен на социально значимые продовольственные товары предприниматель несет ответственность в соответствии со статьей 202 КоАП РК.

Согласно статье 729 КоАП РК, местные исполнительные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 202 настоящего Кодекса. Рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания вправе аким области, города республиканского значения и столицы, района (города республиканского, областного значения и столицы) и его заместители. Однако на сегодняшний день на уровне Правительства не утверждены правовые механизмы – нет форм административных протоколов (бланков строгой отчетности) и постановлений для акимов и его заместителей. При урегулировании данного вопроса можно будет проводить полномасштабную работу по регулированию розничных цен на продовольственном рынке.

— Что скажете о так называемом четвертом уровне бюджета?

— На сегодня на четвертый уровень бюджета передано восемь видов налоговых поступлений, среди которых налог на имущество физических лиц; земельный налог на земли населенных пунктов; налог на транспорт юридических лиц; единый земельный налог и другие. К примеру, по восьми видам налогов в 22 сельских округах Зерендинского района собирается 235,5 млн тенге в год (в среднем по 10,7 млн тенге в год на округ). Этой суммы не хватит даже на содержание аппарата акима сельского округа, заработную плату, налоги, коммунальные услуги, канцелярские товары, приобретение ГСМ и т.д.

На такие виды расходов, как содержание и ремонт автомобильных дорог округа, уличное освещение, ремонт и обслуживание водопроводных сетей, благоустройство населенных пунктов и т.д. акиматы сельских округов вынуждены по-прежнему просить средства из районного бюджета.

Для увеличения самодостаточности сельских округов необходимо рассмотреть вопрос о передаче налога на имущество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сельские округа с передачей, соответственно, и некоторых функциональных групп расходов. Это позволит укрепить материально-техническую базу, повысить уровень благоустройства сел, стимулирует акимов сельских округов привлекать частные инвестиции.

Также необходимо рассмотреть вопрос о передаче налога на добычу полезных ископаемых, за исключением нефтяного сектора, из республиканского бюджета на районный, либо 50%. Это позволит районам самостоятельно планировать расходы на капитальный ремонт, реконструкцию и строительство социальных объектов. К примеру, в 2021 году из Зерендинского района по данному виду налога в РБ поступило 18,8 млрд тенге. Либо можно рассмотреть варианты передачи КПН, либо эмиссии.

— А как, по-вашему, можно увеличить полномочия и усилить ответственность акимов сельских округов за безопасность населения, уровень преступности?

— В сельской местности назрела острая необходимость на законодательном уровне усилить взаимодействие акимов сельских округов и участковых инспекторов. Зачастую, в связи с кадровым дефицитом, один участковый обслуживает два и более сельских округа, что не может не вызывать недовольство граждан их работой. Из-за загруженности и прямой подчиненности районному отделу внутренних дел участковые не в полной мере могут и оказывают содействие местным исполнительным органам.

В связи с чем мы внесли предложение создать службу «Окружной полицейский» при аппаратах акимов сельских округов по принципу службы шерифов в США с передачей штатных единиц из органов внутренних дел в местные исполнительные органы. Причем назначаться они должны акимом района по согласованию с местным сообществом, и (либо) районными депутатами маслихата по представлению акима округа, финансироваться за счет средств районного бюджета либо бюджета сельского округа, выполнять функции участковых инспекторов полиции, организации безопасности дорожного движения, наложения административных штрафов и прочие. При выявлении уголовных дел – оформлять и передавать дела в органы внутренних дел и прокуратуры.

Добавлю, что все вышеперечисленные и другие вопросы являются серьезным препятствием в работе органов местного самоуправления. Наша задача – вносить предложения в центральные исполнительные и представительные органы для повышения эффективности деятельности государственных служащих.

Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.

Читайте также