Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке.
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
А. Твардовский
В последний день января члены ВППК «Көкше—Іздеу» посетили семью Отемиса и Куляйм Айткожиных. От них, из села Альжанка Северо-Казахстанской области, расположенного примерно в 60 км от города Кокшетау, в адрес нашего поискового клуба поступила просьба найти место захоронения родственника. Встреча превзошла все наши ожидания. Мы были взволнованы рассказом немолодых уже людей, бережно хранящих воспоминания, фото и память о своих родных, участвовавших в кровопролитной и беспощадной войне…
В руках у Отемиса Айткужина — портрет отца (на снимке). Это Курмангали Айткожин, вернувшийся с Победой домой. В мирной жизни он посвятил себя педагогической работе, многие годы преподавал НВП в Приреченской школе. Он умер в 1994 году. А в 2020-м супруги открыли кабинет Курмангали Айткожина в школе, где он работал, оформили стенды о боевом пути, педагогической деятельности ветерана.
Своя боль, связанная с той войной – у Куляйм. Она показывает фотографию молодого человека в военной форме. Это старший брат отца. Светлолицый, высокого роста лейтенант Жанабатыр Раев, как и многие другие ребята военного лихолетья, не вернулся в родное село Альжанка бывшего Арыкбалыкского района Кокчетавской области. Многие годы он считался пропавшим без вести. Родственники писали в различные инстанции, Куляйм Жанатаевна обращалась даже в редакцию телевизионной передачи «Жди меня», но ответа не получила. И все равно она считала своим долгом найти место захоронения дяди Жанабатыра.
Старший сын
Куляйм многое помнит из рассказов матери и бабушки. Воспитали ее дедушка Рай и бабушка Биман. Жанабатыр был их первенцем. А еще в семье подрастали три младших брата: Жанатай, Мырзатай, Сартай и сестренки: Майнур, Шамшинур, Зайгуль и Бибинур. Сыновья росли крепкими, помогали отцу в хозяйстве. От него переняли мастерство зергер, помогали в кузнице, в небольшой мастерской работали с деревом. Девочки учились шить, вязать, красили баранью шерсть в разные цвета, а затем помогали ткать алаша (ковер ручной работы), подбирали и из шерсти раскладывали узоры для цветной кошмы. Семья отличалась особым гостеприимством. Пока путник спешился, привязывал лошадь, здоровался с хозяином, бабушка Биман уже разжигала очаг и варила мясо, а самовар быстро закипал. В трудные 30-е годы Рай ата вместе со старшим сыном Жанабатыром ловил рыбу в озере и привозил в аул полную арбу, раздавал всем семьям, помогал родственникам, соседям и всему аулу: лошадь подковать, смастерить кухонную утварь из дерева, крышу починить. По сей день рассказывают, теперь уже внуки, внучки, каким был Жанабатыр отзывчивым, добрым. Учился в школе, помогал родителям по хозяйству. После окончания 10 классов работал в местной школе учителем.
В 1942 году родители получили кара кағаз о гибели старшего сына. В извещении было написано: «Лейтенант Раев Джантагыр, Северо-Казахст. обл. Кокшетаусский район, Павловский с/Совет, дом. им. Сталина, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, был ранен и умер от ран 13 февраля 1942 г. Похоронен на кладбище, д. Ложини Паловского р-на, Ленинградской области. Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии» (Орфография сохранена). Но Биман-апа не верила: надеялась и ждала любимого первенца. Перед сном каждый день прятала в карман коробок спичек: сын вернется в родной шанырак и постучится ночью, надо будет разжечь лампу и открыть дверь. Мечтала, что Жанабатыр приведет в дом невесту. Но не дождались его родители, братья и сестры.
В 2020 году Куляйм Жанатаевна обратилась к членам ВППК «Көкше -Іздеу» с просьбой разыскать точное место захоронения дяди Жанабатыра.
В жестоком и трудном бою
Как рассказал руководитель поискового клуба Еркен Абдуллин, информацию о бойце искали на военных сайтах, в базах данных госпиталей, по журналам боевых действий – собирали по крупицам. Удалось установить не только точное место захоронения воина, но и весь путь, пройденный им по дорогам войны. Были найдены документы, подтверждающие, что погиб он на самом севере России, защищая деревню Лажины на восточном берегу озера Ильмень.
Исходя из информации, полученной поисковиками, Жанбатыр Раев ушел служить на срочную службу в 1939 году. Война не застала врасплох физически и морально подготовленного солдата Красной Армии. В самом начале войны он был направлен на курсы командиров взводов. 27 сентября 1941 года поступил в распоряжение воинских соединений Архангельского военного округа. Получив звание младшего лейтенанта, 8 октября 1941 года маршевой ротой №3900 ушел воевать, будучи командиром одного из взводов. 25 января 1942 года прибыл в 21 строевой полк 180 стрелкой дивизии первого формирования. Эта дивизия была воинским соединением РККА в Великой Отечественной войне. Одной из ее боевых операций является Демянская наступательная операция, проведенная в районе поселка Демянск (в настоящее время Новгородской области), между озерами Ильмень и Селигер.
С 7 января 1942 года 180 стрелковая дивизия перешла в наступление в ходе Демянской наступательной операции. В наступлении дивизию поддерживали 29-й отдельный лыжный батальон, 30-й отдельный лыжный батальон, 150-й отдельный танковый батальон, 246-й корпусной артиллерийский полк и 614-й корпусной артиллерийский полк, с тыла атаковала укрепленный пункт 290-й пехотной дивизии Юрьево на берегу Ловати, затем продолжила наступление на Парфино и Полу, непроходимыми болотами, со всей техникой. Только к 9 февраля 1942 года дивизия вместе с 254-й стрелковой дивизией освободила Парфино, затем продолжила наступление.
В одном из этих жестоких трудных боев Жанбатыр Раев получил тяжелое ранение. В статистической карте на умершего в лечебном учреждении девятого медсанбата написано: «прибыл мертвым». Не довезли бойца. Умер от большой кровопотери. В именном списке безвозвратных потерь младшего начальствующего и рядового состава 180 стрелковой дивизии за февраль месяц 1942 года за подписью командира, военного комиссара и начштаба майора Сухорукова означена причина выбытия: «умер от ран». Госпиталь при 35-м медсанбате в документе о захоронении уточняет диагноз: «сквозное пулевое ранение грудной клетки сзади».
Чтобы помнили
У родных осталось лишь два фото молоденького лейтенанта, смотрящего на нас из далекого прошлого…
А еще — осталась память, увековеченная в строке книги «Боздақтар», на памятнике в родном ауле и в деревне Лажины Парфинского района Новгородской области. Здесь есть мемориал, посвященный советским солдатам, сержантам и офицерам, погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. и похороненным на воинском кладбище (в братской могиле) д. Лажины Ленинской сельской администрации. В списке захороненных — 940 имен, все они известны. На одной из плит, а также в поименном списке захоронения можно прочесть увековеченное имя бойца: «Роев Джанготырь. Всего 18 дней на войне…»
13 февраля 2022 года исполняется 80 лет со дня гибели бойца. Вечная ему память!
…Встреча с семьей Айткужиных оставила у всех нас неизгладимое впечатление. Хочется рассказать, что супруги, а также неравнодушные жители села Альжанка на свои средства в 2020 году воздвигли здесь памятник Советскому солдату с девочкой на руках. Старый памятник был в плачевном состоянии: покосившийся забор, провалившиеся плиты, практически не были видны имена бойцов – аулчан, воевавших на фронтах Великой Отечественной. Пришлось восстанавливать список поименно, изыскивать средства, перебрать множество различных проектов, прежде чем появился новый белоснежный памятник.
Теперь он — гордость и радость аулчан. Каждый из них может сказать: мой дедушка, прадедушка воевал, отдал самое ценное – жизнь. Ради мира на земле…
Алтыншаш Сыздыкова,
сотрудник ВППК « Көкше-Іздеу».