Право на голос

В первый четверг февраля во многих странах мира отмечается Всемирный день выборов. Он учрежден в 2005 году на Всеобщей конференции организаторов выборов, поддержан Организацией Объединенных Наций.

Сегодня мы беседуем с председателем областной избирательной комиссии Акмолинской области Манарбеком Садуовым.

Манарбек Айдарбекович, прежде всего поздравляем Вас и всех членов избирательных комиссий нашей области с этим достаточно новым для нас праздником.

— Спасибо. В нашей области 739 избирательных комиссий (21 – территориальная, 718 – участковых). В них задействованы 4323 человека. Всем – огромная благодарность. Только 42 работника территориальных избирательных комиссий работают на профессиональной постоянной основе. Остальные, как говорится, на общественных началах. Люди – ответственные, уважаемые, в период выборов работающие очень напряженно.

В 2019 году проведены выборы Президента Республики Казахстан, в 2020 году – депутата Сената Республики Казахстан, в 2021 – выборы депутатов Мажилиса Парламента и депутатов маслихатов Республики Казахстан.

В 2021 году проведены прямые выборы акимов городов районного значения, поселков, сел и сельских акимов.

Но я бы хотел подчеркнуть, что Всемирный день выборов, учрежденный как профессиональный праздник избирательных органов, очень важен для всех граждан, имеющих в возможность реализовать свое право избирать и быть избранными. Вступление Казахстана в Ассоциацию организаторов выборов стран Европы, инициировавшую этот праздник, – одно из подтверждений наших намерений совершенствовать избирательный процесс, следовать международным стандартам.

Всемирный день выборов должен привлечь внимание людей к проблеме обеспечения избирательных прав и совершенствования электоральных процессов, расширить знания о выборах, содействать участию избирателей в голосовании.

Ведь в самом учредительном документе подчеркивается, что в основе праздника лежит «укрепление веры в необратимость демократических процессов, повышение правовой и электоральной культуры среди населения, привлечение внимания мировых правительств и лидеров к осознанию роли, которую они играют в развитии демократической культуры и повышении численности избирателей, а также воспитание преданности демократическим принципам у молодых и будущих избирателей».

В эти дни по всей стране проходит акция, направленная на популяризацию избирательной системы и избирательного права Республики Казахстан, – открытая лекция на тему «Развитие избирательной системы Республики Казахстан».

— Пожалуйста, осветите коротко ключевые моменты этого непростого и такого важного для всех процесса.

— В любой стране мира выборы в органы государственной власти осуществляются по установленным именно в этом обществе правилам. Политические традиции играют при этом далеко не последнюю роль.

Формирование современной казахстанской избирательной системы самым непосредственным образом связано с принятой 30 августа 1995 года Конституцией РК.

В соответствии с Указом Первого Президента РК Н.А.Назарбаева, имеющим силу конституционного закона, «О выборах в Республике Казахстан» от 28 сентября 1995 года для всех категорий кандидатов была установлена двухтуровая мажоритарная система абсолютного большинства. Исключением стали кандидаты в органы местного самоуправления, которые избирались на основе относительного большинства.

В октябре 1998 в Конституцию республики были внесены поправки, серьезно изменившие ход проведения выборов. Благодаря введению пропорциональной системы голосования усилена роль политических партий. Особенностью этого этапа трансформации избирательной системы стали нововведения в избирательный механизм, заключавшиеся в переходе к смешанной мажоритарно-пропорциональной системе выборов в Мажилис.

В 2004-2007 гг. происходило движение в сторону либерализации избирательного законодательства. В числе новаций: исключение безальтернативных выборов, закрепление нового принципа формирования избирательных комиссий маслихатами по представлению политических партий, принципа учета избирателей и составления их списков, основанного на регистрации граждан по месту жительства.

В 2007 году принципиальным новшеством стал переход к выборам в нижнюю палату Парламента на основе партийных списков. Были значительно расширены возможности политических партий для участия в работе избирательных комиссий. В частности, политические партии, не имеющие представителя в составе избирательной комиссии, получили право делегировать в нее своего представителя с правом совещательного голоса.

Одним из важнейших изменений, внесенных в выборное законодательство республики в 2009 году, стало введение правового механизма, позволяющего формировать Мажилис Парламента с участием не менее двух политических партий, даже если вторая партия не пройдет установленный законом 7-процентный барьер.

Помимо этого, были внесены дополнения в статьи, регламентирующие порядок проведения предвыборной агитации и обеспечивающие кандидатам и политическим партиям равные условия доступа к средствам массовой информации.

В 2018 году Парламентом были утверждены поправки в конституционный закон «О выборах», закрепляющие за политическими партиями право выдвигать кандидатов в депутаты маслихатов, избираемых по партийным спискам. Теперь и маслихаты формируются по пропорциональной системе голосования.

Эволюция избирательной системы в Казахстане не только отражает суть происходящих политических изменений, но во многом задает вектор их развития.

— Примером развития казахстанской избирательной системы является переход к прямым выборам акимов городов районного значения, поселков, сел и сельских акимов. Первый этап этого процесса касается акимов сел, городов районного значения. Как эти выборы проходят в нашей области?

— В прошлом году выборы проходили в 238 населенных пунктах области, в которых проживают 201 тысяча человек. Проведены прямые выборы 99 акимов городов районного значения, поселков, сел и сельских акимов. Из них: в связи с окончанием сроков полномочий действующих акимов – 67, в связи с досрочным прекращением полномочий – 32.

Было выдвинуто 335 кандидатов, 106 (31,6%) из них – политическими партиями, 229 (68,4%) – самовыдвижением, конкуренция, в целом, составила 3,4 человека. По различным причинам были сняты 34 человека.

По итогам регистрации в избирательные бюллетени был внесен 301 кандидат на 99 избирательный округ, средняя конкурентность при голосовании составила три человека.

Из избранных акимов 83 (83,8%) выдвинуты политическими партиями: «Nur Otan» – 76 (76,8%), НПК – 3, «Ак Жол» – 2, НДПП «Ауыл» – 1, ПП «АDAL» – 1, 16 – самовыдвижение (16,2%).

Всего акимами избраны 66 (66,7%) государственных служащих, из них 51 – являются действующими акимами, 15работники бюджетных организаций, 3 представители коммерческих структур.

Избраны акимами 16 женщин (16,2%). Средний возраст избранных акимов – чуть больше 46 лет. Выборы прошли без нарушений, явка избирателей 25 июля составила 76,08 %.

Количество наблюдателей в день голосования составило в среднем 4,6 человек на каждом участке. Среди них – доверенные лица кандидатов, представители политических партий и иных общественных объединений, некоммерческих организаций.

В предстоящем 2022 году истекают полномочия 28 акимов поселков, сел и сельских округов, которые пройдут в установленные сроки. Тогда же будут переизбраны акимы, досрочно прекратившие свои полномочия.

Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также