Субсидии: ориентир на конечный результат

По поручению Главы государства Касым-Жомарта Токаева в Казахстане разработана единая интегрированная государственная информационная система субсидирования в АПК. Ожидается, что с февраля текущего года ее тестирование в пилотном режиме начнется в Акмолинской области. Изменения коснутся не только механизма оформления субсидий, оптимизируются направления, оформить субсидии станет проще, но у получателей поддержки перед государством появится ряд обязательств.

На что надеяться аграриям и животноводам в текущем году? На этот и многие другие вопросы по предстоящему реформированию в сфере субсидирования в интервью «АП» рассказал заместитель руководителя облуправления сельского хозяйства Хасым Иткусов.

— Хасым Латыпович, давайте вернемся к прошлому году, какая сумма была направлена на субсидирование в отрасли АПК?

— В прошлом году общая сумма субсидирования составила 41,8 млрд тенге. В том числе в растениеводстве – 15,2 млрд тенге, в животноводстве – 10,6 млрд тенге, инвестиционное субсидирование – 15,3 млрд тенге. Это три основных направления, есть еще субсидирование процентных ставок по кредитам сельхозтоваро-производителей – 5,8 млрд тенге.

Изначально плановые показатели были меньше, но учитывая дефицит, в конце года из резерва Правительства, других источников были выделены дополнительные объемы на животноводство. По этому направлению нехватка ощущается постоянно: в 2021 году планировалось 5,6 млрд тенге, буквально в декабре еще пять миллиардов поступило. Дополнительные средства были выделены и по другим отраслям. Если сравнивать с предыдущими года- ми, то наблюдаем постоянное увеличение объемов. В 2020 году, например, было около 40 млрд тенге.

— Для чего потребовался пересмотр подходов в субсидировании отраслей сельского хозяйства?

— Для повышения эффективности и доступности субсидий (особенно для мелких предприятий), упрощения механизмов.

Не секрет, что много было критики действующих правил, как в части механизма, так и в части нормативов и критериев для получения господдержки. Аналитика показала, что львиную долю субсидий перетягивали на себя крупные сельхозтоваропроизводители, а мелкий бизнес, те же крестьянские и фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели довольствовались, скажем так, остатками.

Взамен государственной программы развития АПК на 2017-2021 годы в прошлом году началась разработка Национального проекта по развитию АПК до 2025 года. В рамках реализации целевых индикаторов этого документа поступило поручение Главы государства о пересмотре подходов в сфере господдержки сельскохозяйственных отраслей. Надо сказать, что порядок оформления субсидий был автоматизирован и ранее, участие человека сведено к минимуму. Тем не менее он не соверше-нен.

Заявки на субсидии от аграриев обрабатывались порталом qoldau.kz. Все вроде бы работало, но постепенно накопился ряд проблемных вопросов. Случались сбои при большом наплыве заявок, кроме того, сельхозники жаловались на условия пользования порталом. Оно «условно бесплатное». Разработчики и владельцы ресурса установили ежегодную абонент-скую плату.

Суммы небольшие, но сельхозтоваропроизводители задавали вопросы, почему они должны платить? Например, субъект предпринимательства в АПК, получающий поддержку до 100 тысяч тенге, должен платить за право пользования ресурсом ежегодно 3 МРП, от 100 тысяч до 1 миллиона – 10 МРП, свыше миллиона – 11 МРП. В этой части критику действующей системы в МСХ сочли объективной, поэтому и было принято решение о разработке и внедрении единой государственной информационной системы субсидирования.

Апробацию в пилотном режиме новая система пройдет в Акмолинской области. В течение 2-3 месяцев она будет «обкатана» и затем распространена на всю республику. Система сейчас дорабатывается, поставлена задача ускорить процесс. Ожидаем, что с февраля она заработает.

— Акмолинская область к этому готова?

— А что тут готовиться? Финансирование есть, сложного в новой системе ничего нет. Думаю, что принцип работы с новым порталом будет схож с qoldau.kz. Другое дело, что сейчас нужно определиться с направлениями субсидирования. Вопрос уже в заключительной части обсуждения, учтен обширный блок проблем, включая сложности администрирования, многочисленность критериев и направлений и многое другое.

Создана рабочая группа, куда вошли общественники, специалисты Минсельхоза, сами сельхозтоваропроизводители. Несколько этапов обсуждения позади, после каждого приняты в разработку дополнительные предложения и замечания. Если раньше было 47 направлений для получения господдержки, на первом этапе решили оставить только двадцать. В животноводстве предлагалось исключить промежуточные технологические меры господдержки.

К ним относятся селекционно-племенная работа, мероприятия по породному преобразованию. Однако с учетом поступающих предложений это направление оставлено, как и некоторые другие. Промежуточный вариант предусматривает 26 направлений из прежних 47. И это еще не окончательно, предложения и замечания продолжают поступать. Словом, процесс идет.

По последней версии, для животноводства предлагается два варианта. Первый – выплаты субсидий привязать к конечному результату, то есть за произведенную продукцию. Сдал мясо, молоко, молодняк на откорм – получи субсидирование от государства. При этом никакого ранжирования в зависимости от мощности предприятий.

Если сырье от тех же мелких КХ или сельхозкооперативов, сданное на переработку, отвечает санитарным требованиям и стандартам, то почему оно должно субсидироваться в меньшем объеме, чем от крупных ферм? Молоко – оно и есть молоко! Для получения субсидий будет важен сам факт реализации продукции, подтверждаемый платежными документами, теми же электронными счетами-фактурами.

Вернемся к промежуточным мерам. Появился вопрос, почему только за результат? Ведь селекционно-племенная работа – довольно затратное дело, особенно для небольших фермерских хозяйств. Согласились, оставили. Так появился второй вариант, в большей степени он касается мясного животноводства. Но при этом выдвигается условие: получаешь субсидии за продукцию – не имеешь возможности возместить часть затрат за породное преобразование. И наоборот. Выбор за фермером. В птицеводстве яичного направления практически все без изменений, субсидируется яйцо. Причем всем одинаково, вне зависимости от мощности птицефабрики. То же самое по мясу птицы. Основной посыл – производство качественной продукции сельского хозяйства.

— Какие изменения ожидаются при субсидировании в растениеводстве?

— Значительных нет, направления сохраняются: субсидирование приобретения пестицидов и гербицидов, удобрений и семян высоких репродукций. Сократится список требований, достаточно факта приобретения для получения субсидий. Есть одно требование, удовлетворять которому, на мой взгляд, будет достаточно сложно на первых порах – соблюдение правил севооборота сельхозкультур. Погектарное субсидирование для северных регионов не оговаривается, субсидии к площадям по-прежнему привязаны в южных регионах страны.

Большие дополнения запланированы в программе инвестиционного субсидирования (приобретение сельхозтехники, строительно-монтажные работы и другое). Первоначально хотели отказаться от субсидирования строительно-монтажных работ. С учетом мнений из всех регионов страны субсидирование СМР сохраняется.

Это достаточно затратно для сельхозбизнеса, вложения могут окупаться десятилетиями. Но при этом пока предложение такое: 50% от объема причитающихся субсидий выплачивается по акту ввода объекта, вторая половина – после выхода предприятия на проектную мощность согласно бизнес-плану. Предлагалось субсидирование приобретения сельхозтехники градуировать, скажем так, по приоритетности, увеличив нормативы. Но исключить субсидии на навесное оборудование (плуги и прочее).

Почему так? Если трактор имеет техпаспорт и зарегистрирован, то с навесным оборудованием этого не сделаешь, номер не присвоишь. Полагаю, смысл в исключении риска злоупотребления со стороны предпринимателей. Однако, учитывая, что покупка дополнительного оборудования ложится тяжким бременем на аграриев, решили оставить это направление, снизив (пока это только предложение) процент удешевления с 25 до 15 пунктов.

Есть предложение, которое мы, честно сказать, не поддерживаем. Практически 80% сельхозтехники приобретается в кредит и лизинг. Долю возмещения предложено сохранить прежней – четверть от общей суммы стоимости, но пятьдесят процентов по факту приобретения, остальные после выполнения всех обязательств по кредиту или лизингу. А сроки там длительные, субсидии как раз бы и пригодились для погашения основного долга. Это та самая ложка, которая дорога к обеду!

Много вопросов было по субсидированию обводнения пастбищ. В первоначальной версии предлагалось это направление вовсе исключить, настолько сложным выглядел механизм. Решили сохранить, но ужесточаются условия для получения субсидий.

Важно понимать: государство по-прежнему готово поддерживать сельхозбизнес, но предъявляет целый перечень встречных обязательств к получателям субсидий. Они не должны снижать достигнутые объемы производства товарной продукции, численность маточного поголовья (для животноводства), должны достичь проектной мощности в сроки, указанные в проектно-сметной документации (для получателей инвестсубсидий), обеспечить получение не менее 85 голов приплода на сто маток, что подтверждается при чипировании молодняка (для получателей субсидий за селекционно-племенную работу), заключать форвардные контракты с перерабатывающими предприятиями на поставку сырья (для получателей удешевленных кредитов на пополнение оборотных средств, на весенне-полевые работы).

При невыполнении этих условий предприниматель попадает в реестр недобросовестных получателей, по типу госзакупок. Система автоматически не примет заявку от таких субъектов. Сроки нахождения в реестре не оговорены. Полагаю, если предприниматель в этом году попал в «красную зону», в следующем субсидий не получит.

Еще важное дополнение – вводится планирование объемов ожидаемых субсидий на предстоящий год. Предлагается, что делать это будут сами аграрии при ежегодной регистрации в электронной системе. Так мы сможем избежать «пожарных» вливаний при дефиците средств на субсидирование. Насколько эффективной окажется эта мера – покажет время.

— Что подтолкнуло к началу реформирования в системе субсидирования именно сейчас?

— Надо сказать, что необходимость реформирования назрела давно. А отправной точкой стали проверки в прошлом году, выявившие много нарушений, в том числе и коррупционного характера. Антикоррупционная служба внесла свои предложения по минимизации коррупционных рисков. Приведу пример. В рамках действующих правил прописана норма для предприятий для вхождения в перечень получателей субсидий.

Создается рабочая группа на базе Палаты предпринимателей «Атамекен» из 5-7 специалистов, которая выезжает по заявке предпринимателей для обследования того или иного предприятия на соответствие нормам. Вроде бы и комиссионное решение, но человеческий фактор здесь есть. Эти моменты были приняты во внимание, в итоге ключевое значение для получения субсидий имеет факт реализации сельхозпродукции, а не решение, принятое людьми, пусть и комиссионное.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА из архива «АП».

Читайте также