В чем нуждается ребенок

Когда-то я выбирала между профессией художника и филолога. Выбрала первую. Но интерес и любовь к хорошему, образному языку остались.

Сама этимология слова – неисчерпаемый источник для размышлений и выводов. «Воспитание» – корень этого слова «кормление», «вскармливание». То есть само слово подсказывает, что человеку важна не только физическая пища, но и духовная, задающая ориентиры, позволяющая найти собственное «Я» и стать зрелой личностью.

Человек воспитывается постоянно. То, что нас окружает, что мы часто видим, слышим, формирует наши нейронные связи, вкусы, привычки. Поэтому важно заниматься самовоспитанием в зрелом возрасте, и уж тем более есть фундаментальная необходимость дать должное воспитание ребенку.

Я стала педагогом дополнительного образования в 19 лет. Мы работаем в Цент-ре детского и юношеского творчества, куда во внешкольное время дети приходят на различные кружки, ведь творчество не менее важно для гармоничного развития, чем получение базовых знаний о мире. Сейчас с улыбкой оглядываюсь на первые годы работы, вспоминая не только свою неопытность, но и теплые и незабываемые моменты в общении с учениками.

Как педагога, меня ранит все еще бытующее мнение о том, что дети приходят в мир «глиной», из которой можно слепить все что угодно. Убеждена, что каждый из нас рождается с определенным темпераментом и способностями, которые необходимо выявить, чтобы развить лучшие черты и таланты. Но, несмотря на врожденные качества, ребенку только предстоит познавать себя и поэтому ему так важно получить гармоничную информацию об окружающем мире, нормах социального поведения, которые формируют его личность.

Важнейшим фактором, закладывающим фундамент будущих отношений человека с миром, является семья. Ребенок нуждается в любви и внимании родителей, а потому старается подражать им, пытаться заслужить одобрение. Постепенно взрослея, ребенок познает новое, сталкивается с необходимостью выстраивания связей с социумом, постепенно переходя от эгоистичного восприятия мира к умению чувствовать нужды других людей.

Поскольку детский и подростковый возраст предполагают длительное нахождение в образовательных учреждениях, обязанностью педагогов является не только передача знаний и основ своего предмета, но и создание благоприятной атмосферы для формирования личных качеств учеников.

Нам самим необходимо постоянно заниматься самовоспитанием, быть зрелыми, ответственными людьми, стать хорошим, вдохновляющим примером, авторитетом для младшего поколения. Учителю важно быть для своих учеников настоящим взрослым другом, который сможет позаботиться о них, защитить, ответить понятным и уместным языком на интересующие вопросы, быть тем, кому можно доверять. Благоприятные условия для развития личности возникают, когда отношения между воспитателем и воспитуемыми основаны на любви и уважении с обеих сторон. В некоторых случаях любовь или неприязнь к определенным предметам возникает именно из-за конфликтов и неприятия друг друга учителем и учеником.

Могу сказать, что за шесть лет работы у меня ни разу не было ни одного конфликта или неприятного момента ни с одним ребенком. Для меня очень важно относиться к детям с добротой, вниманием, проводить занятия с радостью, не создавать атмосферу напряжения, ни в коем случае не срывая ни на ком свое дурное настроение.
Конечно, педагоги – всего лишь люди, мы не можем быть идеальными, но так важно стараться, чтобы каждый ребенок почувствовал себя замеченным и любимым. При подобном подходе в ответ мы получаем колоссальную отдачу любви и привязанности, старания преуспеть в предмете.

Важнейшим условием в нашей работе с детьми, позволяющим сделать обучение и отношения качественными, является любовь: любовь к детям, любовь к своему делу. В целом педагогу нужно передать детям именно любовь и тягу к жизни, к прекрасному, доброму, вечному, к бережному отношению ко всему, что их окружает. Это создаст хорошую опору, даст силы и смысл при дальнейшем столкновении с непростыми жизненными реалиями. Дети раскрываются, делают успехи в учебе, когда знают и чувствуют любовь и поддержку своего учителя, который обязательно заметит и похвалит за сильные стороны и спокойно поможет исправить недостатки.

Такой подход является самым продуктивным, тогда как излишне строгий или, наоборот, лишенный всяких ограничений и учета индивидуальности способен травмировать и тормозить развитие личности. Ребенка нужно слышать, видеть его потребности и особенности характера, подстраивая процесс обучения под ученика, а не только ученика под процесс. В противном случае он может вырасти совершенно не знающим и не чувствующим себя, своих желаний, задавленный чужим мнением. В детстве после каждого «нельзя» я чувствовала, будто мне становится «теснее» жить.

Начав педагогическую деятельность, я установила для себя правило объяснять детям, почему чего-то нельзя делать (допустим, брать чужое), предлагая им представить на месте пострадавшего себя. На собственном примере им сразу же становится понятно, что правила являются не запретами, а необходимостью для спокойной социальной жизни, где каждый уважает себя и других.

Уверена, что это и есть основная наша обязанность – привить детям вкус к жизни, обучению, саморазвитию, пониманию себя, чтобы однажды они стали настоящими профессионалами своего дела и самое главное – росли прекрасными, достойными людьми.

Анна ШМИДТ,
педагог дополнительного  образования ЦДЮТ «Жас Шабыт».
Целиноградский район.

Читайте также