«Почему не учли наше мнение? Ведь мы в бюллетене избрали графу «против всех», но акима нашего поселка все равно выбрали».
Это один из вопросов, на который пришлось отвечать членам избирательных комиссий после прошедших первых прямых выборов сельских акимов.
Вывод, который можно сделать из ответов спикеров брифинга, прошедшего на площадке РСК, таков: голосовать против всех указанных в бюллетене кандидатов, как и вовсе не участвовать в выборах – право любого человека. Но аким будет избран в любом случае. Низшего порога явки избирателей законодательством не предусмотрено. Количество проголосовавших «против всех» имеет значение для выводов о настроениях части людей, о совершенствовании дальнейшей работы, но на исход голосования повлиять не может, как и количество бюллетеней, признанных недействительными.
Люди должны это понимать, избирать другую линию поведения, если хотят повлиять на развитие своего села, — говорил на брифинге, прошедшем на площадке РСК, председатель областной избирательной комиссии Манарбек Садуов.
Всего же в нашей области 25 июля прошлого года были избраны 95 сельских акимов, 26 сентября – четверо. Информация о явке избирателей – также повод для серьезного анализа и выводов. На выборах, прошедших 25 июля – 76,08%. 26 сентября на четырех избирательных участках в Зерендинском, Целиноградском и Жаркаинском районах – 29%.
Объясняется столь низкий средний показатель сентябрьских выборов очень низкой активностью избирателей именно в Целиноградском районе. И не только на этих выборах. Причина – известна, требует системного решения. Многие села неподалеку от столицы превращаются в «спальные районы» для ее жителей. По нынешним нашим дорогам 30-50 км по пути на работу и обратно – не проблема.
Выбирать, где жить и работать – право каждого человека. Но вот регистрироваться по месту жительства, принимать участие в решении вопросов населенного пункта, где живешь, чьей инфраструктурой пользуешься, где дети в сад и школу ходят, все-таки – обязанность. Правовая и гражданская.
Отсутствие ответственности жителей за состояние своего поселка – главное препятствие на пути развития местного самоуправления. Прямые выборы сельских акимов – условие для этого развития обязательное, но далеко не единственное. Не осознаем этого – так и будем, к примеру, на Польшу кивать: «вот у них самоуправление…».
По итогам выборов в областную избирательную комиссию поступили 15 обращений о допущенных, по мнению заявителей, нарушениях. После тщательного анализа ни одно из них не подтвердилось. К примеру, поводом для одного обращения стала реплика члена участковой комиссии: «К. – молодец. Достойный кандидат». Можно счесть это агитацией? Вряд ли. Но членов всех участковых избирательных комиссий предупредили еще раз, чтобы никоим образом не выражали своего мнения о кандидатах.
Также суды не удовлетворили ни один из четырех поданных исков, связанных с несогласием кандидатов с тем, что их кандидатуры сняли с выборов. Суды действия районных избирательных комиссий признали законными.
Основанием для снятия кандидатур стало заключение АДГС о несоответствии кандидатов квалификационным требованиям, ошибки, допущенные при составлении декларации об имуществе.
Возможно, обращений могло быть и больше, если бы в составе наблюдателей были активные представители политических партий. На деле наблюдатели, конечно, были на каждом избирательном участке. И не по одному. Но вот действующих членов политических партий (кроме партии «Nur Otan») среди них – единицы. Во всяком случае, на тех избирательных участках, которые 25 июля посетили корреспонденты нашей газеты. Не думается, что ситуация на других участках была принципиально иной.
В 2022 году в нашей области истекают полномочия 29 сельских акимов. Неизбежны ситуации, когда аким уходит с должности в силу личных причин. Так что выборов нам предстоит немало. Возможно, по несколько иным, измененным в результате анализа уже прошедших выборов, правилам.
Сейчас специально созданная рабочая группа обсуждает вносимые предложения по совершенствованию выборного законодательства.
К примеру, некоторые политические партии предлагают увеличить сроки, определенные для проведения агитации. Многие считают, что обязательное требование наличия высшего образования значительно снижает число возможных кандидатов, а значит, и конкурентность выборов в целом.
— В выборном законодательстве РК такой нормы нет, — говорил Манарбек Садуов. — Наличие высшего образования – это одно из квалификационных требований, предъявляемых к государственным служащим уровня акимов.
Очень много вопросов возникает по поводу обязанности кандидата собрать подписные листы, где свою подпись поставят не менее 1% избирателей. Причем, сделать это надо за три дня. Если в поселке живут, допустим 500 человек (в северных и центральных регионах страны таких сел немало), то избирателей среди них – максимум 300. Понятно, что в этом случае кандидату даже из дома выходить не надо. Достаточно подписей трех близких родственников. Так что из этих регионов поступает предложение – увеличить необходимое для регистрации количество подписей. На юге страны ситуация иная. Там в поселках, как правило, проживают на 20-30, а то и 40 тысяч человек. Предложения оттуда – хотя бы увеличить количество дней, отведенных на сбор подписей.
Есть у нас поселки, на территории которых расположены воинские части. Должны ли военно-служащие принимать участие в выборе сельского акима? Какое он к ним имеет отношение? Это тоже один из вопросов, на который предстоит ответить членам рабочей группы. Причем делать это надо оперативно. Прямые выборы сельских акимов – только одно из звеньев поэтапного процесса модернизации и развития местного самоуправления в нашей стране.