Покупки в интернете – это, бесспорно, удобно. Однако не все категории товаров можно покупать дистанционно. Нужно учитывать одну важную деталь – у покупателя отсутствует возможность непосредственного ознакомления с товаром в момент принятия решения о покупке.
Тем не менее потребитель и при онлайн-покупках может рассчитывать на защиту своих прав. Если в обычном магазине придется объяснить продавцу, почему ему не подходит данная вещь, то при дистанционной торговле никаких причин объяснять не нужно, можно просто отказаться. Данный вопрос регламентируется статьей 14 Закона РК «О защите прав потребителей».
При реализации товара в электронной торговле информация о возможности доставки товара и ее стоимости предоставляется потребителю до заключения договора купли-продажи. Потребителю в электронной торговле перед заключением договора купли-продажи должна быть доступна информация о других условиях поставки (доставки) товара или условия выполнения договора.
Независимо от того, планируете ли вы обменять товар надлежащего качества или хотите получить уплаченные за него денежные средства, заявить об этом продавцу необходимо в письменном виде с помощью претензии – в случае, если покупателю передается товар с нарушением условий договора, касающихся количества, ассортимента, качества, комплектности, тары и (или) упаковки товара, покупатель имеет право не позднее 14 дней после получения товара известить продавца об этих нарушениях.
Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.
Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Возврат средств за товары или услуги, оплаченные банковской картой, производится только на карту клиента, оплатившего товар. Расходы, связанные с возвратом суммы уплаченной покупателем в соответствии с договором, несет продавец.
И последнее, советуем снять на видеокамеру момент распаковки товара: внутри посылки может оказаться не то, что вы заказывали. При наличии видео вас не обвинят в подмене товара и можно смело требовать обмена товара на другой.
Максат СЕИТОВ,
главный специалист департамента по защите прав потребителей
Акмолинской области.