Наше духовное наследие

Раннее воскресное утро перед Рождественским постом… В лучах уже зимнего восходящего солнца ярко блестят купола Михаило-Архангельского собора, которому в этом году исполнилось 125 лет. Дата юбилейная, насыщенная многими событиями, которые вошли в его непростую историю, и вспомнились сегодня…

Прочитал я как-то в газете, что при реконструкции городского парка на одном из его участков были найдены старинные монеты. Местные историки и краеведы выдвинули две версии их происхождения. Одни склонялись к тому, что это старинный клад, закопанный местным богатеем, другие связывали их с православным храмом, якобы стоявшим когда-то на месте находки.

Каждая выдвинутая версия имеет право на существование. Принимая или опровергая то или иное предположение, доказывая его правоту, мы тем самым приближаемся к разгадке извечного вопроса, что есть истина.

С другой стороны, прочитав о находке местных «кладоискателей», я невольно задумался над тем, как быстро стираются вехи истории, причем по нашей собственной вине.

Прошло время, измеряемое всего лишь несколькими поколениями скоротечной человеческой жизни, а историки уже ломают головы в догадках, был ли на этом месте храм, или это досужие вымыслы старожилов.
Причиной этого, наверное, стало, по выражению писателя, «красное колесо», которое вытравило из памяти нескольких поколений людей их духовные ценности.

Сейчас в стране широко реализуется программа возвращения духовного наследия. По крупицам собираются утраченные ценности, которые когда-то были «достоянием республики». Ведутся археологические раскопки городищ наших далеких пращуров, историки отыскивают как в ближнем, так и в дальнем зарубежье рукописи и письмена «преданий старины глубокой».

В общем, мы, как манкурты и Иваны, не помнящие родства, пробираясь через дебри манускриптов и разбросанных погребений, познаем и открываем для себя наше прошлое.

В глубине небольшого сада в лучах солнца, переливаясь голубизной, стоит старая мусульманская мечеть. В прошлом, при поголовном насаждении атеизма, мечеть, как и православный храм, была закрыта. Однако местным властям, ярым поборникам борьбы с религией, ее архитектура настолько понравилась, что здесь было решено разместить историко-краеведческий музей, а чтобы ничего не напоминало о его истинном предназначении, в одну из ночей с мечети был снят минарет.

Не знаю, как там обстояло дело с историей, но помню, что в мои школьные годы большая часть здания была напичкана муляжами различных животных и пернатых, которыми богаты наши края.

Но все возвращается на круги своя. Произошедшие изменения в обществе и стране позволили восстановить в материальном виде эту духовную национальную обитель. И это отрадно!

К сожалению, нельзя того же сказать о старом православном храме. Его сохранила только память. Вспоминается далекое детство, когда бабушка Матрена водила меня в стоящий в парке храм. Дорога к храму для нее, истинно верующего человека, была протоптана многими годами ее жизни в вере. Она шла к нему даже тогда, когда о храме (в полном смысле этого слова) уже ничего не напоминало, а стоял один только остов здания.

Церковная утварь была снята и убрана, а там, где раньше был иконостас, устроили сцену. Порой на ней, помню, давали представления заезжие циркачи: кувыркались клоуны, бегали разодетые матрешки и обученные зверушки… Апогей борьбы с «опиумом для народа» находился здесь, под сводами священного для бабушки места – храма. Что думала она, глядя на эту вакханалию? Не знаю. Помню только ее печальное лицо да слезы на глазах…

Потом как-то незаметно храм исчез из парка. Позже узнал, что он был разобран и перенесен, в то время на отдаленную окраину города, на ул.Южную, теперь – Шокана Уалиханова. Возродившись, он сохранил в целом свой архитектурный облик, а значит, восстановил ход истории, стал важным элементом духовного наследия для потомков.

Предшествовала тому многолетняя борьба за существование православной обители, где переплелись события драматического, порой трагического периода нашей истории, отраженные в летописи дней минувших и в сохранившихся фотографиях.

Сегодня этот храм – не только духовный центр, но архитектурная и культурная достопримечательность Кокшетау.

В утренней тишине раздается колокольный звон, этот «Глас Божий», созывающий на службу верующих, а по сути – отражающий наше духовное торжество, столь недавно забытое, но восставшее из пепла.

Вениамин СОЛОВЬЕВ.

Читайте также