Кто наши права защищает

«Мы обратимся в прокуратуру…», — зачастую одна эта фраза действует на представителя госоргана, силовых структур так, что и тон изменяется, и внимания обращению больше уделяется.

И это – бесспорное свидетельство огромного авторитета органа, который «от имени государства осуществляет в установленных законом пределах и формах высший надзор за соблюдением законности на территории Республики Казахстан…».

И завоевывают авторитет своей работой прокуроры, сотрудники… Ежечасно, ежедневно, год за годом.
В преддверии профессионального праздника работников органов прокуратуры мы беседуем с руководителем аппарата областной прокуратуры Ержаном Жандосовым.

— Ержан Шалгинбаевич, продолжите, пожалуйста, фразу: «Прокурор – это…»

— Не сочтите излишне патетичным, но без слов о том, что прокурор – это страж справедливости, отстаивающий нарушенные права граждан, не обойтись. В каждой профессии есть свой так называемый функционал. В нашей – обеспечение законности и доверия граждан… Выбирая профессию, каждый прокурорский работник в полной мере осознает всю степень ее сложности, ответственности. Иначе – нельзя.

Мы работаем на наиболее чувствительных для общества направлениях, обязаны координировать деятельность всего правоохранительного блока. Только так можно обеспечить соблюдение законности, завоевать доверие граждан.

— В каких случаях в прокуратуру обращаться можно и нужно? Как это сделать грамотно?

— В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Закона «О прокуратуре» органы прокуратуры рассматривают обращения граждан при угрозе необратимых по-следствий для жизни, здоровья людей и безопасности страны… И, конечно, при нарушении прав людей, неспособных защитить себя самостоятельно.

Так что причины обращений могут быть различными. Непременное условие – в них должна содержаться информация о фактах нарушения законности сотрудниками правоохранительных или специальных государственных органов, или угроза таковых.

— Вызванные пандемией карантинные ограничения обострили проблему защиты прав предпринимателей. Приведите, пожалуйста, примеры работы органов прокуратуры в этом направлении.

— Один из недавних примеров. В Жаркаинском районе проверена законность взимания налогов с предпринимателей. По сигналу индивидуального предпринимателя Б. Садуахасова прокуратурой зафиксированы факты необоснованного взимания налога отделом архитектуры и градостроительства за размещение наружной рекламы.

Установлено, что сотрудники районного отдела преднимательства включили в список облагаемых налогом объектов электронный баннер на здании с надписью: «Добро пожаловать!», «ИП Садуахасов Б.Б.», «ГАЗ». Пришлось разъяснять, что согласно законодательству РК, сведения бизнесмена к рекламе не относятся. Законом допускается размещение информации о наименовании физических, юридических лиц… После вмешательства прокуратуры предприниматель освобожден от налога.

По аналогичным основаниям суммы уплаченных налогов возвращены еще пяти предпринимателям.

— Какова роль прокуратуры в решении чрезвычайно актуальной и сегодня проблемы – роста числа мошенничеств. Причем, совершающихся и в офлайн, и в онлайн-режимах.

— Да, мошенники все активнее используют интернет-ресурсы. За 8 месяцев этого года, в сравнении с аналогичным периодом прошлого, их количество выросло на 68%.

Хотим предостеречь от предоплаты за покупки, сделанные по интернету. Существует большой риск, что после этого товар не получите вовсе. (36,3% уголовных правонарушений в этой сфере).

Интернет-мошенничества совершаются с использованием популярных интернет-сайтов: «OLX.kz», «kolesa.kz», «krisha.kz», «market.kz», мессендже- ра «WhatsАpp», социальных сетей «Instagram», «VKontakte», где доверчивые граждане в надежде получить приобретенный товар по низкой цене, перечисляют предоплату.

Один из распространенных видов интернет-мошенничества – звонок «представителя банка» (34,4% уголовных правонарушений). Злоумышленники звонят людям, представляются сотрудником банка или же сотрудником службы безопасности. В разговоре мошенники предлагают банковские услуги или предупреждают о неких мошеннических атаках, пытаясь выманить реквизиты карты и личную информацию пользователя.

Помните, что сотрудники банков никогда не запрашивают реквизиты карты и личные данные у клиентов!
Мошенники пытаются заработать на «раскрутке» денежных средств в интернете, за счет изменения курса валют, финансовых пирамид.

Злоумышленники добавляют доверчивых граждан в группы известных мессенджеров «Telegram» и «WhatsApp», и под предлогом «легко и быстро» заработать предлагают удвоить денежные средства без каких-либо усилий.
Участники групп в погоне за легким доходом отправляют денежные средства на карт-счета, сайты, предоставленные злоумышленниками. Возможно, что какое-то время там появляются сведения о получении дохода. Но очень скоро исчезают и сайты, и сами мошенники. Вместе с деньгами.

Все больше становится незаконных оформлений кредитов, в том числе и в микрокредитных организациях. Также одним из наиболее распространенных видов интернет-мошенничеств является оформление онлайн-займа: злоумышленники, обманув, войдя в доверие к потерпевшим… получают их личные данные (ИИН, номер банковской карты, ПИН-код). Ну а дальше – «дело техники»…

Бдительнее надо подходить и к размещенным в интернете предложениям работы с высоким заработком, чтобы по-лучить который достаточно якобы внести небольшую оплату посреднику.

Не верьте и сообщениям о выигрыше крупного приза, денег. За этим всегда следует небольшое условие – внести комиссионные.

Мы стараемся помочь обманутым людям, но порой сделать это очень трудно. Интернет, как известно, границ не имеет. Так что надо быть осторожным, повышать свою правовую грамотность.

Беседовала Нина МИТЧИНОВА.

Читайте также