Образование: качество и тренды

Одно из важных направлений Послания Президента Касым-Жомарта Токаева «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» – образовательная политика. Глава государства обозначил важные аспекты, требующие особого внимания, реализация которых ведет к главной цели – качественному получению знаний на каждом этапе. Подробнее об этом рассказывает руководитель облуправления образования Бейбит Жусупов.

— Вы не раз отмечали, что акмолинские педагоги, как и их коллеги в других регионах, за короткий период смогли перестроиться и стабильно работать в условиях карантинных ограничений. Сегодня речь идет в целом о готовности сферы к современным требованиям…

— Безусловно, в числе сегодняшних образовательных трендов и цифровизация. Неслучайно Президент страны Касым-Жомарт Токаев подчеркнул необходимость обеспечения равенства возможностей в образовании для молодежи независимо от места проживания. Да, пандемия «проявила» этот вопрос остро – переход к дистанционному обучению обнажил проблемы с интернет-связью в селах, функционалом образовательных онлайн-платформ, недостаточную IT-компетентность учителей, нехватку компьютеров… В подготовке к нынешнему учебному году эти вопросы удалось решить. Во-первых, еще в прошлом году за счет средств областного, районных бюджетов было приобретено свыше 2600 единиц компьютерной техники.

Во-вторых, большая поддержка была оказана Правительством РК – на выделенные деньги закуплено более 25 тысяч ноутбуков, планшетов. Все это позволило повысить показатель «1 компьютер – 9 учеников» до уровня «1 компьютер – 3 ученика». Сейчас большинство школ имеют доступ к интернету со скоростью от 8 Мбит/сек и выше, в следующем году продолжим работу над его качеством. Дистанционное обучение при необходимости осуществляется на платформе «Bilim-Land» и в информационной системе «Kundelik». Напомню, по итогам 2020-2021 учебного года наша область вошла в тройку самых успешных регионов по качественному ведению «Kundelik» и использованию цифровых технологий в области школьного образования Республики Казахстан и была награждена наградой «Қола белгі».

Продолжая тему, нельзя не затронуть вопрос поддержки талантливых школьников. Почему это особенно актуально?

Потому что модель обучения одаренных учеников сегодня – образовательная концепция для всех детей завтра. К слову, еще в 1996 году Первым Президентом РК – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым было подписано распоряжение «О государственной поддержке и развитии школ для одаренных детей», это стало основой для развития интеллектуального и творческого потенциала страны. В области создана сеть специализированных учебных заведений: лицей-интернат «Білім-инновация» в г. Кокшетау, областная специализированная школа-интернат №2 для одаренных детей в г. Нур-Султане, областная специализированная школа-интернат №3 для одаренных детей им. Абая в г. Кокшетау, областная специализированная школа-интернат №4 для одаренных детей «Болашақ» в г. Степногорске, открытый в этом году ІТ-лицей-интернат «Білім-инновация» в г. Щучинске. Кроме того, действуют школы повышенного уровня – всего их 29. В целом по области 13667 учащихся, или 10% от общего количества учеников обучаются в таких школах. Координирует эту работу центр по выявлению и поддержке одаренных детей и талантливой молодежи «Ақмола дарыны» при управлении образования области.

— Одна из серьезных проблем среднего образования – дефицит ученических мест. Как она решается?

— Это комплексная работа, и ликвидация трехсменных и аварийных школ – первоочередная задача. Пока у нас 10 школ с трехсменным обучением – три в Кокшетау, две в Аршалынском, пять в Целиноградском и две аварийные школы – в селах Бирсуат Жаркаинского района и Буланды района Биржан сал. Для решения вопроса трехсменного обучения ведется строительство шести школ – две школы, каждая на 1200 мест в с.Косшы, на 300 мест в с.Шубары, на 80 мест в с.Раздольное Целиноградского района, по 300 мест в с. Жибек Жолы и с. Жалтырколь Аршалынского района и двух дополнительных учебных корпусов к школе-гимназии №1 и школе №4 г. Кокшетау.

Кроме того, в этом году выделены средства на начало строительства школы в областном центре – школы на 1200 мест в микрорайоне «Сарыарқа». До конца года планируется ввод в эксплуатацию двух школ в Целиноградском районе и пристройки к школе-гимназии №1 в Кокшетау. Вместо аварийной школы в селе Буланды начато строительство новой на 80 мест, срок окончания работ – 2022 год. Семь школ будут введены в 2022-2023 годах. Если говорить в целом, то в рамках реализации Послания Президента, а также в соответствии с Предвыборной программой партии «Nur Otan» в период с 2021 по 2025 годы в республике запланировано строительство 1000 учебных заведений. Из них в нашем регионе 43 школы и дополнительных корпусов, в том числе 8 школ – в 2021, 11 школ в – 2022 году, 8 – в 2023 году, 8 – в 2024 году и 8 – в 2025 году.

— Если перейти к системе технического и профессионального образования, то здесь тоже есть ряд изменений…

— Действительно, популярность рабочих профессий, специальностей технических и связанных со сферой услуг растет – это тенденция мировая. И наша страна исключением не является. Государство предпринимает немало мер для того, чтобы выпускники школ приобретали необходимые специальности, то есть главное в работе колледжей сегодня – ориентация на рынок труда и забота о трудоустройстве выпускников. Из 32 наших колледжей, 26 – государственные и шесть – частные. Число студентов – 21919 юношей и девушек, 80% из них обучаются в рамках бюджета. Как известно, с 1 января 2021 года осуществлен переход системы ТиПО области на подушевое нормативное финансирование. В этом году на ее развитие направлено 13,3 млрд, в том числе в рамках государственного образовательного заказа – 10,8 млрд, по госпрограмме «Еңбек» – 2,5 млрд тенге.

Поэтапно расширяется спектр подготовки кадров: колледжи обучают специалистов по 97 специальностям и 165 квалификациям, а в нынешнем году прием абитуриентов велся по 17 новым. Учитывая экономическую направленность области, по специальностям сельского хозяйства ведут подготовку 50 процентов колледжей. Отмечу, что по национальному проекту «Образованная нация» до 2025 года в области запланирован 100% охват бесплатным техническим и профессиональным образованием выпускников девятых классов.

Именно в системе ТиПО прекрасно отлажен механизм социального партнерства, конечно, это связано с дуальным обучением, внедренным почти во всех акмолинских колледжах с участием более 440 предприятий. Среди них такие крупные, как АО «Тыныс», «ЕПК-Степногорск», ТОО: «КАИК», «Новопэк», «Кокшетау жолдары», «Кокшетауавтодор», «Регион-Строй», «Степногорск Энергокомплекс», «Eurasia Group Kazaкhstan», «Макинская птицефабрика» и другие. Процент трудоустройства постоянно растет, в общем доля трудоустроенных и занятых выпускников на уровне 96,8%. Это связано и с увеличением числа тех, кто решил продолжить обучение в вузах.

В соответствии с обновленным государственным образовательным стандартом учебные программы разрабатываются колледжами самостоятельно по согласованию с работодателями с учетом профессиональных стандартов и стандартов WorldSkills. Такая академическая самостоятельность позволила еще больше сориентировать колледжи на рынок труда. Надо сказать, что благодаря проекту «Жас маман», нацеленному на модернизацию организаций ТиПО, современным учебным оборудованием уже оснащены пять колледжей области, на очереди еще шесть. Колледжи – участники проекта внедрили новые учебные планы, разработанные в соответствии с рекомендациями финского партнера SopranoGroup и НАО «Таlap». До 2025 года все 11 колледжей области станут отраслевыми центрами компетенции по соответствующей специальности, в соответствии со стандартами WorldSkills, в трех из них центры уже активно функционируют.

К слову, пять колледжей области стали рабочими площадками для проведения республиканского конкурса профессионального мастерства WorldSkills по 12 компетенциям. А за последние пять лет команда области показывает один из лучших результатов, в ее зачете – 43 медали.

Для решения проблемы нехватки общежитий в областном центре в рамках программы «Дорожная карта занятости» ведется строительство трех общежитий по 300 мест для студентов Кокшетауского высшего казахского педагогического колледжа им. Ж. Мусина, Высшего колледжа культуры им. Акана серэ и Высшего технического колледжа.

— «Системе образования нужны мотивированные и квалифицированные педагоги»,- акцентировал в Послании Глава государства. С этим трудно не согласиться, ведь движение вперед, особенно когда это касается образования, невозможно без педагогов новой формации…

— Принятый Закон РК «О статусе педагога» работает: улучшены условия труда педагогов, повышена заработная плата, приняты меры по освобождению учителей от несвойственных функций и проверок. В этом году оплата труда педработников повышена на 25%, общая сумма повышения составила 21,3 млрд тенге. В 2022 году также заработная плата педагогов будет увеличена на 25%. В соответствии с законодательством педагоги области проходят повышение квалификации раз в пять лет.

В наших организациях образования трудятся более 20 тысяч педагогов, которые своевременно проходят курсовую подготовку. За последний период курсы по организации онлайн-обучения прошли порядка 14 тысяч педагогов. Более того, за это время наставники приняли участие и доказали свою квалификацию не только в областных, но и в республиканских конкурсах, а их ученики стали обладателями призовых мест олимпиад, конкурсов научных проектов. Учителя, а инициативных, идущих в ногу со временем у нас большинство, понимают важность и полезность технологий в образовательном процессе: они мотивируют и вовлекают учеников, повышают привлекательность уроков.

Подготовила Аэлита ТАЕВА.

Читайте также