В этом октябре ей исполнилось 90. Поздравляли дети, внуки, соседи, приехала из Южного Казахстана сестра, от внучки из Новосибирска принесли огромный букет роз… Дочери накрыли красивый и сытный стол. Как всегда в ее доме. Гостеприимство и радушие, открытые сердца – это о них. Потому и тянутся к ним люди. Чтобы согреться душой, укрыться в этом очаге добра от невзгод и печалей, воспрять духом рядом с людьми, которые это умеют делать, найдя свой секрет в любви к жизни и близким, в радушии, сострадании, взаимопомощи…
Нина Яковлевна Гавриленко родилась на большой светлый праздник – Покров Божией Матери, и ей всегда казалось, что она чувствует этот Покров по жизни, защиту и оберег. Хотя жизнь ее особо-то не баловала и барских палат не дарила, ей их и не надо было, ей ее жизнь была в радость. И семья дружная, и любовь – первая и на всю жизнь, и дети любящие, работящие, с добрыми душами. Все, что ей родители передали, она привила и им, а они – своим детям. Как и должно быть… Так она считает.
Правда, детство ее быстро кончилось. Началась война, мужчины ушли на фронт, и заменили их женщины и дети. В седьмом классе на каникулах она уже помогала в посевную и уборочную готовить еду полеводам. Получалось у нее вкусно – поставили поваром, а было ей всего-то тринадцать лет. И корма наравне со всеми заготавливала, сено косила, за любую работу бралась. Такое время, говорит, было, изо всех сил каждый старался – все для фронта, все для победы.
Оттуда, из детства, и ее подход к жизни: не отлынивать, не завидовать, помогать. Бралась за самое трудное, тяжелое, заботилась о семье, на работе всегда ходила в передовиках, за что имела немало благодарностей, грамот, медалей.
…Испытаний в жизни было немало. Только замуж вышла, а мужа в армию призвали, ждала, как и положено, в доме его родителей, заботилась от души, помогала, да так, что стали звать ее доченькой… А тут реформы пошли, поднятие целины, и село их в полном составе направили по программе переселения в Южный Казахстан.
Сколько переживаний было! Село родное, одно из самых красивых в Зерендинском районе и дружных, даже называлось – Боевое. Все, как одна семья, жили и друг друга знали… И вдруг – переселение! Одна за другой уезжали семьи. Они двинулись практически последними, дождавшись демобилизации ее ненаглядного. Вместе и переезд легче показался, хоть пугала и неизвестность, и товарные вагоны, в которых они ехали со своим нехитрым скарбом. Да и место, куда их направили на юге Казахстана, оказалось настоящей пустыней, где ничего не росло, а только и прыгали то тут, то там огромные черепахи да ящерицы. После красивых мест их Родины с сосновыми лесами, озерами и водопадами увиденное шокировало. И кто бы мог подумать, что очень скоро их руками и дома отстроятся, и каналы проложатся, вода в пустыню придет, появятся в новых селах полноводные арыки, зацветут сады, вырастут на взращенных плантациях арбузы и дыни, сочный виноград…
Как это все стало явью, история часто умалчивает. А она и сейчас помнит, как немели к вечеру руки от кетменя, которым день за днем рыхлили землю, чтобы все это посадить, полить, сказку сделать былью. Как она, бригадир полеводческой бригады, вдохновляла девчат на ударную работу собственным примером. Такое было время – возрождать, строить, и был призыв, и была молодость, энтузиазм, вера в прекрасное будущее… И они ощущали себя его строителями.
Шли годы, обжились на новом месте, росла семья, и вдруг один из ее четверых детей сильно заболел. Вердикт врачей был однозначен: нужно срочно менять климат, иначе потеряете ребенка. Они спешно возвращаются на Родину, теперь – в Кокчетав. Купили небольшой дом, устроилась на работу – туда, где тяжелее и требовались люди, на мясокомбинат. Там до пенсии и проработала – а что бегать? Это не в ее характере. И в семье все, как однажды отлажено, так и было: забота, взаимопонимание, любовь. Когда сегодня женщины сетуют на мужей, она их не понимает, потому как всегда была мужу опорой и отрадой. Все вместе делали, все рядом: он картошку копает – она собирает, он гвоздь вбивает – она доску дер-жит… Считает, так и должно быть. И не иначе. Они – одно целое, и каждый – половинка другого. Родня вся в их доме всегда собиралась, а по-другому и быть не должно, как она считает. Они же с родителями мужа всегда жили, а значит, это родительский дом для всех… Все вместе, все рядком, да ладком, и стол накрыть, и песню запеть, и станцевать…
Годы пролетели незаметно, подкралась старость. Схоронила мужа, дочь, внука, горевала и сама по краю ходила не раз со своими «болячками», как она их называет, но говорить о них не любит. Отшучивается на расспросы о самочувствии неизменным: «Я здорова – как бык!» И все, точка, продолжения не ждите.
И как бы она себя не чувствовала, всегда занята делом. Попробуйте посоветовать ей прилечь отдохнуть днем, возмутится: «А ночь на что? Чего это я днем еще лежать буду!».
В труде и радости детей поднимала. Выросли, как и она: светлыми, добрыми, отзывчивыми, трудолюбивыми. Гордится: «У меня самые лучшие дети и внуки…». А по-другому и быть не могло. Она вложила в них свою душу. Не удивилась, что дочь ее, Галина, узнав, что она приболела, тут же из Беларуси переехала жить к ней, а будучи классной медсестрой, еще и спасала ее каждый раз, на дому делала системы, уколы, ингаляции. Когда коронавирус год назад уложил их обеих в стационар, она ухаживала за слабеющей мамой, делала с ней зарядку, поддерживала изо всех сил, а потом и дома помогала «раздышаться».
…Она любит сидеть на крылечке своего дома и смотреть на проходящих мимо людей, здороваться, беседовать. В их краю у самых сопок воздух чист и свеж, люди тоже под стать – открытые душой, добрые, искренние, готовые помочь. «Баба Нина», как ее все зовут здесь, отзывается о них именно так. А они в голос ее называют еще и «Бодрячок!». За неизменную бодрость духа, умение самой не сдаваться трудностям и поддержать других. Спрашиваю, а в чем же все-таки секрет долголетия, и эта простая женщина отвечает так, как сказал бы, наверное, самый большой мудрец: «А в самой жизни, в умении ценить каждый подаренный день, благодарить за него Бога… А еще – никогда не падать духом, чтобы ни произошло. Потому, что ты – человек!».
Да, великая тайна жизни нашей как раз и состоит в том, чтобы научиться быть человеком. Порой это просто, как проста и светла судьба этой 90-летней женщины. Ей удалось это сделать.
Александра МЯКОТА.