Результаты исследования показали…

Одной из приоритетных задач Государственной программы развития образования и науки РК на 2020-2025 годы является обеспечение интеллектуального, духовно-нравст-венного и физического развития обучающихся.

Нравственное, интеллектуальное, эстетическое воспитание тесно связано с получаемой извне информацией. В развитии поликультурного казахстанского общества в условиях развития информационных технологий и глобализационных процессов чтение приобретает особую значимость.
В системе приобщения к национальной культуре через читательскую деятельность особое место отводится литературному наследию, являющемуся одним из ключевых источников формирования духовно-нравственных ценностей.

Чтение является важнейшим способом усвоения значимой информации, который помогает личности социализироваться в обществе, интегрироваться в культуру. Авторы Казахстанской карты детского чтения, рассматривая основные определения и функции чтения, подчеркивают, что его также можно рассматривать и как культурное явление семиотического характера, поскольку чтение предполагает диалог культур, где «каждый участник мотивирован к взаимодействию, стремится к обмену смысловыми ценностями».

Проблема изучения читательского интереса разных возрастных, социальных, гендерных групп находится в центре постоянного внимания научного сообщества.
Нами проведен опрос среди детей Казахстана. Респондентами выступили учащиеся старших классов Акмолинской, Костанайской, Карагандинской, Северо-Казахстанской областей.

Детям были заданы такие вопросы: «Читаете ли Вы книги?», «Если Вы не читаете книги, то почему?», «Если Вы читаете, то почему?», «Как часто Вы читаете книги?», «Книги каких жанров Вы читаете чаще всего?», «В каком виде Вы читаете книги?», «Что, на Ваш взгляд, лучше – прочитать книгу или посмотреть по ней фильм-экранизацию?».
Как показали результаты опроса, в Казахстане наблюдается снижение статуса чтения у молодежи, что влечет за собой ухудшение способностей к коммуникации.
Помимо этого изменилось большинство характеристик молодежного чтения: длительность, способ работы с печатным текстом, мотивы чтения, репертуар, стимулы, предпочтения, источники получения печатных изданий, получение информации в целом.

С целью изучения читательского интереса к произведениям казахских авторов нами было проведено анкетирование 334 человек. Анкета была создана с помощью программы Google Forms и распространялась среди респондентов через социальные сети. Она содержит 23 вопроса, из которых 21 вопрос – с вариантами выбора ответа и 2 – с открытыми ответами.

Проведенное исследование показало следующее: у опрошенных существует высокий интерес в области чтения в целом; однако к произведениям казахских авторов этот интерес, к сожалению, нельзя назвать высоким. Респонденты, как показали результаты анкетирования, предпочитают читать зарубежную литературу. Несмотря на недостаточно высокий интерес к чтению казахской литературы, анкетируемые продемонстрировали хороший уровень знаний произведений казахских авторов. Это можно объяснить тем, что анкета содержала вопросы о наиболее популярных казахских авторах и их произведениях.

На наш взгляд, для повышения интереса к чтению произведений казахских писателей необходимо на постоянной основе проводить в школах и вузах Казахстана мероприятия, направленные на привитие уважения к творческому наследию казахских писателей и поэтов, воспитание патриотизма, гражданственности, бережного отношения к родному языку и родной культуре.

Айнагуль ИСМАГУЛОВА,
руководитель проектного офиса
«Серпіліс» КУ им. Ш. Уалиханова.
Эльмира ГЕРФАНОВА,
ассистент профессора кафедры
английского языка и методики
преподавания КУ
им. Ш. Уалиханова.

Читайте также