Младшую жену Токтас-батыра из рода Козган звали Сарыкыз. Впоследствии потомки трех ее сыновей – Есенкула, Ырыса, Кобека – назовут себя Сарыкозганами. Эти сведения отражены как в работах Григория Потанина, так и в материалах исследования экспедиции Щербины в книге «Материалы по киргизскому землепользованию. Павлодарский уезд. Атбасарский уезд», изданной в Воронеже в 1903 году. Потомки этого рода живут сегодня и в Акмолинской области.
Примерные годы жизни Сарыкыз – 1690-1770 гг. Цифры эти совпадают как с легендой о переселении Токтас-батыра с младшей женой (в 30-е годы XVIII века) в освобождаемые от калмыков земли Баянаула, так и с генеалогическими сведениями.
По устному наследию, Сарыкыз-Ана была захоронена в землях Баянаула, где и обосновались все ее дети и внуки. Эта информация так и осталась бы никем не замеченной, если бы автору этих строк не удалось обнаружить в сводной карте 1898 года (Павлодарский уезд) отметки могилы Сарыкыз возле речки Ащису в границах Баянаульского округа. Этот вопрос заинтересовал меня, и я поднял в архиве более ранние подробные топографические карты 1878 года. На всех съемках четко была отмечена могила Сарыкыз.
Интересен тот факт, что крупная могила (только такие попадали в сводную карту 1898 г. – прим. авт.) с женским именем была большой редкостью в степи и наверняка была сооружена для достаточно значимой личности. Теперь оставалось наложить современную топографическую карту со старой по точкам высот и получить нынешнее расположение могилы. Оно совпало с отметками каменных захоронений южнее Ащиколя, возле зимовки «Акмола», у берегов речки Ащису. Если измерить данные по современной карте, то понятно, что это место находится в 40 километрах северо-западнее села Баянаул.
Незамедлительно было принято решение выехать на место. 14 августа 2013 года, вместе с человеком, не равнодушным к истории своего рода Сарыкозган, Заманбеком Дуйсенбаевым, мы выехали из столицы к Баянаулу. Благодаря местным жителям из села Бирлик мы в течение светового дня на бездорожье разыскали развалины зимовки Акмола, а от нее двинулись южнее, к речке Ащису. Каково же было наше удивление, когда вместо предполагаемой крупной могилы (крупные могилы того времени представляли собой горку насыпи из больших камней – прим. авт.), мы обнаружили остатки достаточно большого мазара.
Прекрасно сохранилось до 30% мазара. Куполообразный мазар шириной около 4 метров в диаметре и 5 метров высотой был возведен из обожженных глиняных кирпичей округленной формы. В качестве раствора, по всей видимости, была использована особая смесь, так как в местах соединений присутствуют конские волосы и крупинки органического материала желтого цвета.
По сохранившейся части мазара можно увидеть, что основной зал был широкий и сужался куполом на высоте около 2 метров. Рядом с мазаром расположены около 10 могил (насыпь камней), характерных для периода до середины XIX века. Одна из них выделяется по размеру.
На расстоянии уже 5 метров расположены более поздние могилы, прямоугольной формы, из выложенных плоских камней и глины.
Никто из старожилов села Бирлик не смог указать принадлежность этих насыпанных могил и мазара, так как их всегда считали очень древними. Однако все указывали, что данные земли относятся к баянаульским родам Канжыгалы, Кулик, Айдабол и Козган.
Если посмотреть сведения 1835 года о зимовках отделений Сарыкозкан, то можно отметить, что все они расположены на расстоянии от 40 до 60 верст севернее Баянаула. В переписи 1830 г. и вовсе указано, что Алыбаевы, Майбердины (правнуки Сарыкыз по линии Есенкул-Туркибай) совместно с Акжигитовыми (род Кожа) имели свои зимовки на урочище Сарыкыз.
Просмотренные мной генеалогические сведения всех совместно кочующих в этом районе родов не выявили других совпадений, связанных с именем Сарыкыз.
Согласно все тем же народным преданиям, Токтас-батыр (захоронен в Туркестане – прим. авт.) женился на Сарыкыз уже в достаточно преклонном возрасте, и, видимо, поэтому основная роль в воспитании трех сыновей после смерти батыра легла на мать. Поэтому, как полагается в народных традициях, в основу названия подразделения рода Козган легло ее имя. Возведенный мазар также очень ярко доказывает ее особенную роль и значимость для рода. В то время не каждый богач или бий был удостоен такой чести. Мазары чаще воздвигались ханам и батырам национального масштаба, а также святым и почитаемым людям, которые имели влияние на большое количество людей.
Могила Сарыкыз отмечена на карте времен еще царской России. Это была очень высокая и видная могила, но время берет свое. Осадки и ветер сделали свое дело: сохранилась лишь четвертая часть. И мы, поколение нынешнее, обязаны восстановить могилу. Памятник останется в истории. Нас не будет, а поколения будут приезжать, чтить память Сарыкыз и благодарить нас с вами за то, что сумели восстановить место захоронения.
Даурен АЯШИНОВ,
историк-краевед.