Требуй чек, покупатель!

По Закону РК «О защите прав потребителей» продавец обязан при продаже товара (выполнении работы, оказании услуги) выдать документ, подтверждающий факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги) (п.10 ст.24 Закона). В случае, если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если потребитель докажет факт покупки у данного продавца (п.1 ст.30 Закона).

Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт приобретения товара (работы, услуги), не лишает его права ссылаться на свидетель-ские показания и другие средства доказывания, в том числе на фото или видеофиксацию, которые являются подтверждением факта приобретения товара (работы, услуги) (ст.18 Закона).

Более того, запрещается продавцу (изготовителю, исполнителю), за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки (п.12 ст.24 Закона).В случае ограничения права потребителей в фото-, видеосъемке потребитель вправе обратиться к продавцу (изготовителю, исполнителю) товара (работы, услуги) с письменной претензией об устранении нарушений прав и законных интересов.

Потребитель должен получить ответ в течение 10 календарных дней. По истечении срока ответа на претензию потребитель может обратиться в суд за защитой нарушенных прав лично, либо через общественное объединение по защите прав потребителей.

Потребитель, будь настойчивее и требуй документ, подтверждающий факт приобретения товара, выполнения работы, оказания услуги (чек, квитанция, проездной билет и т.д.). Посредством чеков ведется учет прибыли, которую предприниматель получил, а соответственно, становится известно, сколько предпринимателю с этой суммы нужно заплатить налогов. Не выдавая чек (проездной билет и т.д.), предприниматель уклоняется от налоговых платежей. А налоги, как известно, – это наше с вами социальное благополучие.

Например, проездной билет является единственным документом, подтверждающим оплату поездки. В случае причинения пассажиру ущерба в результате ДТП либо какого-то другого несчастного случая, билет на проезд играет самую важную роль для возмещения ущерба. Так что обязательно требуйте и сохраняйте до конца поездки проездной билет.

Светлана ЗАНЕГИНА,
департамент по защите прав потребителей
Акмолинской области.

Читайте также