День семьи для четы Сыздыковых из села Тасоткель имеет особое значение с точки зрения и истории, и географии. Местом своего знакомства Куанышпек аға и Асылзат Мукановна считают не сельскую танцплощадку или какую другую модную в среде молодежи территорию массового проведения досуга. Как ни странно, их первое свидание состоялось в сельсовете – сельском Совете народных депутатов (в то время: местный орган власти и единица административно-территориального деления).
— Во, как! Асылзат Мукановна, неужели Вы всем так и рассказываете про неромантичное начало своей семейной биографии?
— Ну, а чего стесняться, если так оно и было. Тем более, что в нашей с Куанышпеком истории это только подтверждало серьезность намерений двух молодых людей. Представляете, как потом, немного позже, выглядела сама торжественная регистрация брака – здесь же, в сельсовете?
— Представляю, что и на месте вашей первой встречи, и в день бракосочетания – никакого куража даже в помине не было. И все-таки, как так произошло? Я бы сказал, «на высшем уровне».
— Мы родом из разных сел, я библиотекарем сначала работала, а он – шофером в армии служил. В 1969 году центральная усадьба нашего совхоза «Шолаксандыкский» переехала в с.Тасоткель. И я пошла работать в сельсовет – специалистом по учету военнообязанных и работе с совхозным кадровым составом. Как раз Куанышпек уволился в запас и приехал на работу устраиваться.
— И Вы его поставили на учет. Да так, что, как оказалось, на всю жизнь?
— Он сразу мне показался основательным, рассудительным, надежным. 11 октября 1969 года сыграли свадьбу. 52 года вместе, семеро внуков…
Сыздыковы с тех пор так и живут в селе Тасоткель, не помышляя о переезде в другие места, где пенсионерские будни протекали бы в более комфортной обстановке, чем обычная аульная. Их держат история прошлой жизни и реальные перемены, которые происходят сегодня. На их глазах все было: сначала становилось хозяйство и строилось село, потом – резко сокращалось население (в период распада СССР), а с укреплением Казахстана в годы независимости постепенно стало снова восстанавливаться производство.
— Не забуду, с каким тяжелым чувством ходила в сельсовет (а потом – в акимат села) мимо замерших объектов. Сердце кровью обливалось, — вспоминает пережитое Асылзат Мукановна. — Искала, как глава сельской администрации, предпринимателя для возрождения производства, создания рабочих мест… Но кому нужен был отдаленный Тасоткель с его большими кредиторскими обязательствами? Тогда я обратила внимание на молодого местного крестьянина Ерлана Алина. К моему удивлению, он согласился взять на себя ответственность не просто за сохранение родного села, а полноценное его развитие. Со временем ему удалось обновить культурно-бытовую сферу. И даже наладить переработку продукции.
Слушая этот рассказ, начинаешь понимать, почему супруги-ветераны труда дорожат своим краем. Они хорошо знают историю (личная с общественной у них перемешаны и неразделимы). Знают, потому что участвовали в ней, а не наблюдали за ее развитием, стоя в сторонке. Они очень ценят окружающую природу, потому что этому их учили старшие поколения. Сыздыковы с гордостью показывают и рассказывают о местных достопримечательностях, обязательно сопроводят до знаковых мест, сакральных. И удивительные истории расскажут, и поучительные…
Жаркаинский район.