Компенсировать последствия химчистки

Что делать, если на вещь, сданную в химчистку, посадили пятно сотрудники самой химчистки? Как правильно оформить свою претензию? Что делать с испорченной вещью? На эти вопросы для «АП» ответила Светлана Занегина, руководитель департамента по защите прав потребителей Акмолинской области.

— Что делать простому клиенту, который не знает законов, нюансов и хитростей в этом деле, но хочет восстановить справедливость и вернуть не только деньги за испорченную вещь, но и компенсацию за моральный ущерб?

— Пункт первый статьи 31 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» гласит: продавец (изготовитель, исполнитель) обязан в полном объеме возместить вред, причиненный жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги) либо вследствие неполной, недостоверной или несвоевременной информации о товаре (работе, услуге), также в течение десяти календарных дней со дня подачи требования должен дать ответ потребителю о возмещении вреда либо принять соответствующие меры для удовлетворения требований потребителя.

Причиненный вред подлежит возмещению продавцом (изготовителем, исполнителем) независимо от его вины и от того, состоял ли потребитель с ним в договорных отношениях или не состоял.

В пункте 2 говорится, что в случае подтверждения факта недостатка товара (работы, услуги) продавец (изготовитель, исполнитель) обязан в полном объеме возместить расходы, понесенные потребителем, общественным объединением потребителей, ассоциацией (союзом), связанные с проведением экспертизы товара (работы, услуги).

Далее – пункт 3. Вред, вызванный недостатками товара и нарушением норм безопасности товара, подлежит возмещению, если он причинен в течение установленного срока годности (срока службы) товара, а если срок годности (срок службы) не установлен – в течение десяти лет со дня производства товара.
Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потребителя продавцом или изготовителем товара.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению их исполнителем.
Согласно пункту 4, независимо от того, позволял ли уровень научных и технических знаний изготовителя (исполнителя) выявить особые свойства и характеристики материалов, оборудования, инструментов, вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению.

Кроме того, продавец несет ответственность за причиненный вред, даже если продал товар или оказал услугу безвозмездно или по сниженной цене.

— А в каких случаях продавец или исполнитель работ освобождается от ответственности?

— В пункте 6 статьи 31 закона говорится , что продавец освобождается от ответственности при предъявлении доказательств, что вред причинен вследствие действий третьих лиц, либо непреодолимой силы, или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения товара (работы, услуги).

В данном случае следует не забирать поврежденную вещь из химчистки и не расписываться в квитанции за получение вещи под фразой «Претензий к качеству химчистки не имею».

Вместо этого необходимо:
1) зафиксировать дефекты и различия между сданной и полученной вещью. Даже если вы увидели их дома, примерив вещь, не стесняйтесь обращаться. При назначении экспертизы результат докажет, что ткань при носке не могла порваться до дыр с явными ожогами от химии;

2) предложить разрешить потребительский спор в досудебном порядке;
3) в случае отказа – составить письменную претензию на имя директора химчистки, в которой должны указать:
• когда и в каком состоянии была сдана вещь в химчистку;
• недостатки, обнаруженные при приемке вещи;
• предъявляемое требование (о возмещении двукратной стоимости поврежденной вещи).
Претензию необходимо составить в двух экземплярах, к ней приложить копию квитанции о приемке вещи работниками химчистки. Оба экземпляра претензии подписываете у работников химчистки с указанием даты принятия претензии, после чего один экземпляр оставляете себе.

За дополнительной информацией можно обратиться в департамент по защите прав потребителей Акмолинской области по адресу: г. Кокшетау, ул. Ауельбекова, 117, каб.6, или по телефону горячей линии 8 (716-2) 50-51-22.

Андрей ПЕТРОВ.

Читайте также