Не упуская время

2007 год стал во многом рубежным для Казахстана. Модернизация экономической системы, конституционная реформа, решение о председательстве в ОБСЕ определили основные приоритеты развития страны на ближайшее десятилетие.

Мировой финансовый кризис уже стоял у порога. То, что он во-влечет в свою орбиту Казахстан, связанный к этому времени множеством нитей с мировой экономической системой, было очевидным.

Уже вначале 2008 года его влияние ощутили на себе множество казахстанских семей: предприятия в отсутствие кредитов, получаемых от банков второго уровня, были на уровне банкротства, на глазах рушилась система долевого строительства…

Важную роль в стабилизации ситуации на отечественном финансовом рынке сыграли оперативные меры Правительства по созданию финансового пула для поддержки банков второго уровня в размере 4 млрд долларов, изысканные в процессе уточнения республиканского бюджета на 2007 год.

Эти средства были направлены, во-первых, на защиту прав граждан – участников долевого строительства и недопущение снижения стабильности ипотечного рынка, во-вторых, на продолжение финансирования проектов малых и средних предприятий на приемлемых для них условиях.

Заработная плата бюджетников с 1 января 2007 года была повышена на 30%, но Первый Президент поручил продолжить работу по дальнейшему совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Кроме того, Нурсултан Назарбаев дал поручение ввести выплату пособия на оздоровление при уходе в трудовой отпуск в размере одного должностного оклада и решить вопрос о социальном обеспечении лиц, трудившихся на вредных и тяжелых работах.

«100 школ, 100 больниц» – эта программа была принята по поручению Главы государства, данному в Послании 2007 года. Президент подчеркнул, что эти объекты должны строиться в тех регионах, которые наиболее нуждаются в школах и больницах.

В течение всего года Президент жестко требовал остановить спекулятивный рост цен на продовольствие. Одновременно были приняты меры для защиты социально уязвимых слоев населения, в том числе путем направления на их поддержку дополнительных 36 млрд тенге из доходов местных бюджетов. Эти своевременно принятые меры позволили оперативно снять возникающую социальную напряженность.

Руководство страны подготовило к этому времени надежную подушку безопасности. И не только в виде сформированного в период высоких цен на углеводородное сырье Национального фонда, созданного Указом Первого Президента в 2000 году. Скорейшему выходу из кризиса, минимизации его последствий служила и сформированная за годы суверенного развития рыночная структура экономики, модернизация многих социальных и государственных институтов.

Все это и вера в мудрость народа Казахстана стали основанием для задач, поставленных Нурсултаном Назарбаевым в Послании от 6 февраля 2008 года: «Мы каждый раз выходили из кризиса обновленными и еще более сильными».

Даже в это непростое для всего мира время Казахстан не пытался снять с себя огромную региональную и геополитическую ответственность. Отказ от нее грозил не только дестабилизацией положения в Центральной Азии, но и провалом экономической независимости.

— Современные вызовы и угрозы настоятельно требуют более динамичной модернизации всей системы социально-экономических и общественно-политических отношений, что позволит Казахстану сохранять свои лидирующие позиции на постсоветском пространстве и в Центральной Азии, стать одним из наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира, — говорил Глава государства.

Обозначенные в Послании 30 направлений внутренней и внешней политики в рамках шести основных приоритетов в конечном итоге послужили укреплению экономки – базовой основы Независимости. В их числе: интеграция в мировую экономику, диверсификация, инфраструктурное развитие и создание основ высокотехнологичной индустрии, обеспечение международных стандартов образования и профессиональной переподготовки, соответствующих динамике и перспективам развития рынка труда. А также современная социальная политика, ориентированная на запросы и нужды людей и создание рабочих мест.

«Сначала – экономика, потом – политика», — этой стратегии руководство страны придерживалось, начиная с момента обретения Независимости. Однако в условиях проявления первых кризисных явлений в мировой экономике стало ясно, что стране нужна открытая и мобильная система законодательной и исполнительной власти, способная оперативно реагировать на колебания рынка и брать на себя ответственность за будущее страны.

В 2007 году Елбасы Нурсултаном Назарбаевым была инициирована Конституционная реформа, существенно преобразовавшая казахстанский Парламент. Поправки в Основной Закон предполагали перераспределение властных полномочий и ответственности, повышение роли главного законодательного органа страны, увеличение числа депутатов Мажилиса и Сената, снижение срока действия президентских полномочий с 7 до 5 лет.

— Это трансформирует модель нашей республики из президентской в президентско-парламентскую, — разъяснял вектор изменений Нурсултан Назарбаев. — Это логическое завершение масштабной работы по реализации Общенациональной программы политических реформ, глубоких изменений в правовом пространстве нашей страны.

Символично, что именно в год реализации Конституционной реформы Советом министров иностранных дел стран – участниц ОБСЕ было принято решение предоставить Казахстану пост председателя ОБСЕ в 2010 году. В пользу кандидатуры нашей страны проголосовали все 56 государств – членов Организации.

Ирина БАУДИНОВА.

Читайте также